138 на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); 2) снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счетсекуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); 3) сохранение за православием существующих в обществе позиций. На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои определенные позиции в жизни россиян. Но стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. Но нашему мнению, в будущем возрастет значение идентификационной функции православия. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у православия, как и у науки, имеются равные шансы стать его идейным основанием. По итогам анализа, проделанного во второй главе, можно сделать следующие выводы: 1. Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России. РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный груд. Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства. 2. Православие как духовно-ценностная основа российского общества, опосредующая деятельность индивида и социума, способствует становлению гражданского общества. В православии заложены не только консервативные, но и демократические установки (свобода выбора, чувство собственного духовного достоинства, толерантность, взаимное доверие и уважение). |
13 РПЦ, в частности: поворот к противоречивым социальным проблемам современности, согласование религиозного мировоззрения с достижениями науки. Вместе с тем православие выполняет охранительную функцию по отношению к культуре, выступая за сохранение российской самобытности, трансляцию многовекового опыта, содействуя гармонизации традиций и новаций. 4. Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России. РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд. Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства. 5. Православие как духовно-ценностная основа российского общества, опосредующая деятельность индивида и социума, способствует становлению гражданского общества. В православии заложены не только консервативные, но и демократические установки (свобода выбора, чувство собственного духовного достоинства, толерантность, взаимное доверие и уважение). Реализуя последние, православие имеет достаточные основания стать важным фактором развития современной российской политической и правовой культуры в сторону демократизации и формирования институтов подлинного гражданского общества. Выделение демократических и гуманистических моментов, связанных с достоинством человека, его правами, автономностью общества от государства, позволит преодолеть противоречия между идеальной моделью гражданского общества и ее реальным воплощением в современной России. 6. Православие в будущем сохранит свои позиции в российском обществе и будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за влияние на сознание россиян. В то же время задачи инновационного развития России потребуют ренессанса научного мировоззрения, у которого имеются равновеликие с православием шансы стать идейным основа 163 Итак, по вопросу о судьбе православия в будущей России и определения роли православия в формировании будущего России в научной литературе прослеживаются три основных подхода: 1) усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); 2) снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); 3) сохранение за православием существующих в обществе позиций. На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои определенные позиции в жизни россиян. Но стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. По нашему мнению, в будущем возрастет значение идентификационной функции православия. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у православия, как и у науки, имеются равные шансы стать его идейным основанием. По итогам анализа, проделанного во второй главе, можно сделать следующие выводы: 4. Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России. РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд. Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства. 169 имеются три основных подхода по вопросу о возможных вариантах развития православия в будущей России: усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); сохранение за православием существующих в обществе позиций. Учитывая специфику современных условий, можно прогнозировать, что кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои позиции в российском обществе, но будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за мировоззрение россиян. В будущем возрастет значение идентификационной функции православия, так как православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации. Вместе с тем задачи инновационного развития России потребуют нового ренессанса научного мировоззрения. Несмотря на усиление значения православия в качестве идентификационного маркера стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у науки и православия имеются равновеликие шансы стать его идейным основанием. Однако, ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, не может продолжаться вечно и уже уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем. Это касается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоз |