Реализуя последние, православие имеет достаточные основания стать важным фактором развития современной российской политической и правовой культуры в сторону демократизации и формирования институтов подлинного гражданского общества. Выделение демократических и гуманистических моментов, связанных с достоинством человека, его нравами, автономностью общества от государства, позволит преодолеть противоречия между идеальной моделью гражданского общества и ее реальным воплощением в современной России. 3. Православие в будущем сохранит свои позиции в российском обществ и будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за влияние на сознание россиян. В то же время задачи инновационного развития России потребуют ренессанса научного мировоззрения, у которого имеются равновеликие с православием шансы стать идейным основанием нового российского цивилизационного проекта. Ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, постепенно уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном син тезе православия и науки как разноуровневых социокультурных 139 систем. |
13 РПЦ, в частности: поворот к противоречивым социальным проблемам современности, согласование религиозного мировоззрения с достижениями науки. Вместе с тем православие выполняет охранительную функцию по отношению к культуре, выступая за сохранение российской самобытности, трансляцию многовекового опыта, содействуя гармонизации традиций и новаций. 4. Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России. РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд. Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства. 5. Православие как духовно-ценностная основа российского общества, опосредующая деятельность индивида и социума, способствует становлению гражданского общества. В православии заложены не только консервативные, но и демократические установки (свобода выбора, чувство собственного духовного достоинства, толерантность, взаимное доверие и уважение). Реализуя последние, православие имеет достаточные основания стать важным фактором развития современной российской политической и правовой культуры в сторону демократизации и формирования институтов подлинного гражданского общества. Выделение демократических и гуманистических моментов, связанных с достоинством человека, его правами, автономностью общества от государства, позволит преодолеть противоречия между идеальной моделью гражданского общества и ее реальным воплощением в современной России. 6. Православие в будущем сохранит свои позиции в российском обществе и будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за влияние на сознание россиян. В то же время задачи инновационного развития России потребуют ренессанса научного мировоззрения, у которого имеются равновеликие с православием шансы стать идейным основа 14 нием нового российского цивилизационного проекта. Ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, постепенно уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшем при изучении проблемы влияния религии на социокультурные процессы в обществе средствами религиоведения, культурологии, социальной философии. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при уточнении идеологических концепций и доктрин политических партий, общественных организаций. Теоретические обобщения, представленные в исследовании, могут использоваться в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях при разработке общих и специализированных курсов по социальной философии, философии религии, философии культуры, а также спецкурсов, в тематике которых учитываются проблемы национального характера, экономической и хозяйственной этики, формирования гражданского общества. Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научных, научно-практических и научно-методических конференциях, в частности, на 4 международных и всероссийских конференциях: (XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2007», (11-14 апреля 2007 г., г. Москва); XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2008», (8-11 апреля 2008 г., г. Москва); VI Международной научной конференции студентов и аспирантов «Социология в постсоврсменности», (17-19 апреля 2008г., г. Харьков), Всероссийской 164 5. Православие как духовно-ценностная основа российского общества, опосредующая деятельность индивида и социума, способствует становлению гражданского общества. В православии заложены не только консервативные, но и демократические установки (свобода выбора, чувство собственного духовного достоинства, толерантность, взаимное доверие и уважение). Реализуя последние, православие имеет достаточные основания стать важным фактором развития современной российской политической и правовой культуры в сторону демократизации и формирования институтов подлинного гражданского общества. Выделение демократических и гуманистических моментов, связанных с достоинством человека, его правами, автономностью общества от государства, позволит преодолеть противоречия между идеальной моделью гражданского общества и ее реальным воплощением в современной России. 6. Православие в будущем сохранит свои позиции в российском обществе и будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за влияние на сознание россиян. Б то же время задачи инновационного развития России потребуют ренессанса научного мировоззрения, у которого имеются равновеликие с православием шансы стать идейным основанием нового российского цивилизационного проекта. Ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, постепенно уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем. |