Проверяемый текст
Тришин Алексей Федорович Православие в духовной жизни российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 143]

143 процесс, не утратив его достижений, может только новое общество, но для этого оно должно усвоить мудрость исторических предшественников, позаимствовав у них материальную и духовную культуру.
Одна из идей цивилизационного подхода к истории общества состоит в том, что на периферии старого центра цивилизации создается как бы
ноле культурных влияний контактная зона, в которой происходит синтез нового общества из местных и заимствованных элементов.
Если соотношение между этими элементами достигает некоторого оптимума, новое общество может стать лидером всемирно-историческог о прогресса.
Расчет на то, что духовное возрождение общества может быть достигнуто только по мере возрастания влияния православия, автору исследования представляется проблематичным.
Современное российское общество носит секуляризованный характер.
То есть в различных сферах его жизнедеятельности, в сознании и поведении большей части его членов религия не представляет доминирующей духовно-мировоззренческой ценности; определяющими для них являются свободные от сакрализации смысложизненные ориентиры и светские гуманистические идеи.

Сделать первый шаг очень трудно.
Тут особенно важна роль индивидуальности, роль личности, с именем которой в дальнейшем связывается выбор правильного пути из множества в принципе возможных траекторий.
Такой личностью в Древней Руси стал князь Владимир, сделавший выбор в пользу православия.
Именно об этом выборе писал в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий I:
«Эго есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала фажданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности...
Это та самая Церковь, которая создала значительные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа...
Словом, это
[стр. 261]

261 * рость исторических предшественников, позаимствовав у них материальную и духовную культуру.
Одна из идей цивилизационного подхода к истории общества состоит в том, что на периферии старого центра цивилизации создается как бы
поле культурных влияний — контактная зона, в которой происходит синтез нового общества из местных и заимствованных элементов.
Если соотношение между этими элементами достигает некоторого оптимума, новое общество может стать лидером всемирно-исторического прогресса.
Расчет на то, что духовное возрождение общества может быть достигнуто только по мере возрастания влияния православия, автору исследования представляется проблематичным.
Современное российское общество носит секуляризованный характер.
То есть в различных сферах его жизнедеятельности, в сознании и поведении большей части его членов религия не представляет доминирующей духовно-мировоззренческой ценности; определяющими для них являются свободные от сакрализации смысложизненные ориентиры и светские гуманистические идеи.

Современная научная парадигма, новое научное направление синергетика рассматривает общество как сложную открытую систему, которая живет по определенным законам.
В истории общества бывают критические поворотные точки, когда дальнейшее развитие невозможно точно предсказать.
Но что такое поворотные точки? Это отсюда, из состоявшегося будущего они смотрятся как поворотные точки процесса, реализовавшегося в прошлом.
В реальной современности, в событийном времени они представляют собой бифуркационные точки, в которых происходит выбор траектории развития.
В истории тех или иных сообществ бывали такие поворотные пункты.
Для Древней Руси это, прежде всего, принятие православия.
Но если реализовывался неверный выбор, история кончалась, соответствующее сообщество погибало.
В бифуркационной ситуации чувствительность системы к малым воздействиям очень велика.
Вблизи бифуркации будущее определяет прошлое.
Однако речь идет на самом деле об умении услышать слабый голос грядуше

[стр.,262]

262 го, об умение следовать этому зову, как бы он ни был слаб, как бы он ни был заглушен шумом повседневного.
Сегодня, по нашему мнению, Россия находится в такой точке.
Сделать первый шаг очень трудно.
Тут особенно важна роль индивидуальности, роль личности, с именем которой в дальнейшем связывается выбор правильного пути из множества в принципе возможных траекторий.
Такой личностью в Древней Руси стал князь Владимир, сделавший выбор в пользу православия.
Именно об этом выборе писал в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий I:
“Это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности...
Это та самая Церковь, которая создала значительные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа...
Словом, это
та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом и его государственному устройству” '.
Особенно нелегким и даже трагическим был путь Русской церкви в XX веке.
Российские граждане в своей основной массе оказались неготовыми к бурным переменам в обществе, поэтому многие сегодня с надеждой смотрят на Русскую православную церковь, которая пытается восстановить свое служение в обществе в традициях прошлого.
Что может сказать сегодня православие современной России? У нынешней России в начале XXI столетия, находящейся в кризисном состоянии, есть много актуальных проблем.
Одной из задач является сохранение славянской идентичности и жизненных сил всего российского общества.
Главную роль в этом должны сыг1.
Патриарх Московский и веся Руси Алексий I.
Слова, речи, послания, обращения.
М..
1963.
-I IV.С.
94-95.

[Back]