Проверяемый текст
Тришин Алексей Федорович Православие в духовной жизни российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 144]

144 та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом и его государственному устройству» [207].
Особенно нелегким и даже трагическим был путь Русской церкви в XX веке.
Российские граждане в своей основной массе оказались неготовыми к бурным переменам в обществе, поэтому многие сегодня с надеждой смотрят на Русскую православную церковь, которая пытается восстановить свое служение в обществе в традициях прошлого.
Что может сказать сегодня православие современной России? У нынешней России в начале XXI столетия, находящейся в кризисном состоянии, есть много актуальных проблем.
Одной из задач является сохранение славянской идентичности и жизненных сил всего российского общества.
Главную роль в этом должны
сыграть традиционный быт, образ жизни, семейные связи, родной язык, то есть вся национальная культура народов России.
Её традиционным стержнем для славянской части населения является русское православие символ национальной культуры русского народа.

Итоги диссертационного исследования позволяют сформулировать некоторые теоретические выводы и практические рекомендации, целью которых является осмысление роли русского православия в духовной жизни общества, сделать оценки его будущего.
1.
Духовная жизнь общества это сложная система,
включающая в себя все многообразие форм и проявлений общественного сознания в его действительности.
Духовная жизнь это реальный, живой процесс существования людей, который присущ всем формам человеческого бытия, деятельности, познания.

Она включается во все социальные процессы, но, вместе с тем, выступает и как относительно самостоятельная сфера жизни общества духовная сфера.
Духовность не сводится только к религиозности.
О
«выходе» духовности за рамки религии свидетельствует вся человеческая культура,
[стр. 32]

32 требует анализа соответствующих понятий, а также анализа самого процесса духовной деятельности и его видов, духовных потребностей и духовного потребления как они выражены, прежде всего, в морали, искусстве, религии, идеологии, образовании, науке (той ее части, которая не выступает непосредственной производственной силой).
Такой подход, безотносительно к заявленной теме диссертации, отличается от религиоведческого анализа, при котором мы соотносим православие с наукой и образованием, но эти сферы (виды) духовной деятельности в силу отмеченных во “Введении” причин анализируются в работе опосредованно.
Мы считаем, что самым общим и наиболее широким по объему понятием является понятие “духовная жизнь общества”.
Духовная жизнь общества это сложная система.

Она включает в себя следующие элементы: духовную деятельность, духовное производство, духовную культуру.
Духовная жизнь общества это все многообразие форм и проявлений общественного сознания в его действительности.
Это та область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дается не в форме противостоящей человеку предметной действительности, а в реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности '.
Духовная жизнь-это реальный, живой процесс существования людей, который присущ всем формам человеческого бытия, деятельности, познания.

Мы рассматриваем две стороны этой социально-философской категории.
Духовная жизнь общества яааяется, во-первых, одним из основных типов жизнедеятельности людей и, как таковая, включается во все социальные процессы.
Во-вторых, духовная жизнь выступает и как относительно самостоятельная, специфическая сфера жизни общества духовная сфера.
“Духовная сфера” и “духовная жизнь” понятия одного порядка, но не совпадающие друг с другом по своему объему.
Духовная сфера охватывает не всю духовную жизнь, а лишь один из уровней, связанный со специализированным (профессиональным) духовным производством.
Она включает в осI.
См.: Социальная философия.-М..
1995.-С.
128.


[стр.,262]

262 го, об умение следовать этому зову, как бы он ни был слаб, как бы он ни был заглушен шумом повседневного.
Сегодня, по нашему мнению, Россия находится в такой точке.
Сделать первый шаг очень трудно.
Тут особенно важна роль индивидуальности, роль личности, с именем которой в дальнейшем связывается выбор правильного пути из множества в принципе возможных траекторий.
Такой личностью в Древней Руси стал князь Владимир, сделавший выбор в пользу православия.
Именно об этом выборе писал в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: “Это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности...
Это та самая Церковь, которая создала значительные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа...
Словом, это та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом и его государственному устройству” '.
Особенно нелегким и даже трагическим был путь Русской церкви в XX веке.
Российские граждане в своей основной массе оказались неготовыми к бурным переменам в обществе, поэтому многие сегодня с надеждой смотрят на Русскую православную церковь, которая пытается восстановить свое служение в обществе в традициях прошлого.
Что может сказать сегодня православие современной России? У нынешней России в начале XXI столетия, находящейся в кризисном состоянии, есть много актуальных проблем.
Одной из задач является сохранение славянской идентичности и жизненных сил всего российского общества.
Главную роль в этом должны
сыг1.
Патриарх Московский и веся Руси Алексий I.
Слова, речи, послания, обращения.
М..
1963.
-I IV.С.
94-95.


[стр.,263]

263 рать традиционный быт, образ жизни, семейные связи, родной язык, то есть вся национальная культура народов России.
Её традиционным стержнем для славянской части населения является русское православие символ национальной культуры русского народа.

Вместе с тем, мы поддерживаем точку зрения современного православного богослова игумена Вениамина.
Он говорит о том, что обращение даже в истинную веру может быть только свободным, и принуждение, даже косвенное (как это бывает при наличии государственной религии), приводит к значительному понижению качества верующих, что в свою очередь приводит к дискредитации самой конфессии *.
Итоги диссертационного исследования позволяют сформулировать некоторые теоретические выводы и практические рекомендации, целью которых является осмысление роли русского православия в духовной жизни общества, сделать оценки его будущего.
1.
Духовная жизнь общества это сложная система, включающая в себя все многообразие форм и проявлений общественного сознания в его действительности.
Духовная жизнь это реальный, живой процесс существования людей, который присущ всем формам человеческого бытия, деятельности, познания.
Она включается во все социальные процессы, но, вместе с тем, выступает и как относительно самостоятельная сфера жизни общества духовная сфера.
Духовность не сводится только к религиозности.
О
“выходе” духовности за рамки религии свидетельствует вся человеческая культура, прежде всего сё нравственная и художественная составляющие.
Духовность всегда была связана с гуманистическими, в том числе и светскими, идеями, центром которых было не только отношение к себе и к Богу, но и к другим людям, к обществу и государству.
Воздействие православия на духовную жизнь общества было сложным и противоречивым, однако следует подчеркнуть, что введение христианства 1.
См.: Вениамин, игумен.
Богословское понимание прав человека//Религия и право.
1997.
№ 2-3.4.

[Back]