Проверяемый текст
Тришин Алексей Федорович Православие в духовной жизни российского общества (Диссертация 2003)
[стр. 145]

145 прежде всею её нравственная и художественная составляющие.
Духовность всегда была связана с гуманистическими, в том числе и светскими, идеями, центром которых было не только отношение к себе и к Богу, но и к другим людям, к обществу и государству.
Воздействие православия на духовную жизнь общества было сложным и противоречивым, однако следует подчеркнуть, что введение христианства
на Руси способствовало утверждению универсальной системы ценностных ориентиров; православие привнесло в духовную жизнь новые смыслы и формы, способствовало созданию системы ценностей, не утратившей своего значения и поныне.
2.
В истории страны православие оказало существенное влияние на формирование национального самосознания русского народа.
В то же время нельзя не отметить того, что православие было не единственным фактором, способствовавшим становлению русского
национальною самосознания, и ею роль не следует абсолютизировать.
На развитие самосознания русских влиял также ряд других факторов: государственных, политических, территориальных; в мировоззренческом плане становление самосознания россиян происходило в рамках не только
религиозно-нравославной парадигмы, но и в рамках других национальных (светских) традиций.
3.
Использование государством православия в период различных социально-политических преобразований, слияние светских и религиозных институтов стали в России своеобразной традицией.
Россия в начале XX века представляла собой страну, где государственная религия православие была закреплена законодательно.
Однако после смены власти в 1917 году страна вступила на такой путь секуляризации, который приобрел характер насильственной атеизации.
Предшествовавший этому событию процесс 200летнего поглощения церкви государством, а также полное отождествление в народном сознании церкви и государства привели к тому, что крах самодержавия стал крахом и православной церкви.
Одним из главных уроков в этом плане должно стать осознание того, что православной церкви следует
[стр. 263]

263 рать традиционный быт, образ жизни, семейные связи, родной язык, то есть вся национальная культура народов России.
Её традиционным стержнем для славянской части населения является русское православие символ национальной культуры русского народа.
Вместе с тем, мы поддерживаем точку зрения современного православного богослова игумена Вениамина.
Он говорит о том, что обращение даже в истинную веру может быть только свободным, и принуждение, даже косвенное (как это бывает при наличии государственной религии), приводит к значительному понижению качества верующих, что в свою очередь приводит к дискредитации самой конфессии *.
Итоги диссертационного исследования позволяют сформулировать некоторые теоретические выводы и практические рекомендации, целью которых является осмысление роли русского православия в духовной жизни общества, сделать оценки его будущего.
1.
Духовная жизнь общества это сложная система, включающая в себя все многообразие форм и проявлений общественного сознания в его действительности.
Духовная жизнь это реальный, живой процесс существования людей, который присущ всем формам человеческого бытия, деятельности, познания.
Она включается во все социальные процессы, но, вместе с тем, выступает и как относительно самостоятельная сфера жизни общества духовная сфера.
Духовность не сводится только к религиозности.
О “выходе” духовности за рамки религии свидетельствует вся человеческая культура, прежде всего сё нравственная и художественная составляющие.
Духовность всегда была связана с гуманистическими, в том числе и светскими, идеями, центром которых было не только отношение к себе и к Богу, но и к другим людям, к обществу и государству.
Воздействие православия на духовную жизнь общества было сложным и противоречивым, однако следует подчеркнуть, что введение христианства
1.
См.: Вениамин, игумен.
Богословское понимание прав человека//Религия и право.
1997.
№ 2-3.4.


[стр.,264]

264 на Руси способствовало утверждению универсальной системы ценностных ориентиров; православие привнесло в духовную жизнь новые смыслы и формы, способствовало созданию системы ценностей, не утратившей своего значения и поныне.
2.
В истории страны православие оказало существенное влияние на формирование национального самосознания русского народа.
В то же время нельзя не отметить того, что православие было не единственным фактором, способствовавшим становлению русского
национального самосознания, и его роль не следует абсолютизировать.
На развитие самосознания русских влиял также ряд других факторов: государственных, политических, территориальных; в мировоззренческом плане становление самосознания россиян происходило в рамках не только
религиозно-православной парадигмы, но и в рамках других национальных (светских) традиций.
3.
Использование государством православия в период различных социально-политических преобразований, слияние светских и религиозных институтов стали в России своеобразной традицией.
Россия в начале XX века представляла собой страну, где государственная религия православие была закреплена законодательно.
Однако после смены власти в 1917 году страна вступила на такой путь секуляризации, который приобрел характер насильственной атеизации.
Предшествовавший этому событию процесс 200-летнего поглощения церкви государством, а также полное отождествление в народном сознании церкви и государства привели к тому, что крах самодержавия стал крахом и православной церкви.
Одним из главных уроков в этом плане должно стать осознание того, что православной церкви следует
укрепляться не в политических структурах, а в гражданском обществе, участвуя в решении не государственных, а духовно-нравственных проблем.
И руководители государства, и иерархи РПЦ должны исходить из следующего принципа: церковь отделена от государства, но не отделена от общества, от участия в решении соответственно общественных проблем, а также проблем, составляющих сферу частной жизни.

[Back]