146 укрепляться не в политических структурах, а в гражданском обществе, участвуя в решении не государственных, а духовно-нравственных проблем. И руководители государства, и иерархи РПЦ должны исходить из следующего принципа: церковь отделена от государства, но не отделена от общества, от участия в решении соответственно общественных проблем, а также проблем, составляющих сферу частной жизни. Суть духовно-нравственного и культурного воздействия церкви на общество состоит не в том, чтобы иметь влияние и власть, не в стремлении оградить свою паству от влияния извне. Необходимо понимание того, что бороться за души необходимо с помощью духовной деятельности, проповеди, молитвы, благотворительности, а не с помощью государства. 4. Православие содержит в себе немало положений, способс твующих интеграции, консолидации общества. В частности, православный принцип соборности может стать основой межконфессионального и межэтнического диалога славян и тюрков, христиан, с одной стороны, и мусульман, иудеев, буддистов и т.д., с другой. В то же время православию не может быть придан статус общенациональной идеологии (идеологии державного строительства), во-первых, потому что это противоречило бы Конституции РФ, подчеркивающей светский характер государства, вовторых, по причине неглубокой религиозности подавляющего большинства самойдентифицирующихся в качестве православных верующих россиян. 5. Чтобы выполнить свою миссию в обществе, Русская православная церковь должна пойти на диалог со всеми общественными силами, которые могут способствовать возрождению гак необходимых обществу гуманистических ценностей. Православие эго лишь один из способов влияния на мир, наряду с другими религиями, политикой, искусством, с культурой в целом. Но, вступая в диалог с другими социальными институтами, русское православие должно сохранить свою индивидуальность и целостность, свои способы и методы изменения и переус тройства мира. |
20 го материала установлены содержание и специфика этнокультурных и религиозных ценностных ориентаций российских граждан на современном этапе, их взаимосвязь и взаимообусловленность; дана оценка влияния трудов видных представителей православного догматического и нравственного богословия, чьи произведения ранее не анализировались в светской научной литературе, на духовную жизнь российского общества; выявлены характер и степень влияния государственно-конфессиональных отношений на все сферы духовной жизни; установлены основные тенденции и направленность развития отношений Российского государства и Русской православной церкви; охарактеризованы особенности идеологии РПЦ и её позиция в решении политических и духовно-нравственных проблем в свете “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви” (2000 г.); даны прогностические оценки возможностей и духовного потенциала православной церкви в Российской Федерации (оздоровление духовно-нравственной атмосферы в обществе; использование православного принципа соборности в качестве основы межконфессионального и межэтнического диалога славян и тюрков, христиан, с одной стороны, и мусульман, иудеев, буддистов и т.д., с другой; интеграция общества в целом и др.). Теоретическая и практическая значимость исследования. Осуществленный в работе социально-философский анализ места и роли православия в духовной жизни российского общества существенным образом углубляет и расширяет существующие в научной литературе представления о русском православии как неотъемлемом и значимом компоненте духовной культуры Отечества, оказавшем огромное влияние на различные сферы жизнедеятельности россиян. Материалы и выводы диссертации позволяют уточнить методологический аппарат исследования сущности явлений духовной сферы социального бытия. Результаты исследования могут быть использованы для 264 на Руси способствовало утверждению универсальной системы ценностных ориентиров; православие привнесло в духовную жизнь новые смыслы и формы, способствовало созданию системы ценностей, не утратившей своего значения и поныне. 2. В истории страны православие оказало существенное влияние на формирование национального самосознания русского народа. В то же время нельзя не отметить того, что православие было не единственным фактором, способствовавшим становлению русского национального самосознания, и его роль не следует абсолютизировать. На развитие самосознания русских влиял также ряд других факторов: государственных, политических, территориальных; в мировоззренческом плане становление самосознания россиян происходило в рамках не только религиозно-православной парадигмы, но и в рамках других национальных (светских) традиций. 3. Использование государством православия в период различных социально-политических преобразований, слияние светских и религиозных институтов стали в России своеобразной традицией. Россия в начале XX века представляла собой страну, где государственная религия православие была закреплена законодательно. Однако после смены власти в 1917 году страна вступила на такой путь секуляризации, который приобрел характер насильственной атеизации. Предшествовавший этому событию процесс 200-летнего поглощения церкви государством, а также полное отождествление в народном сознании церкви и государства привели к тому, что крах самодержавия стал крахом и православной церкви. Одним из главных уроков в этом плане должно стать осознание того, что православной церкви следует укрепляться не в политических структурах, а в гражданском обществе, участвуя в решении не государственных, а духовно-нравственных проблем. И руководители государства, и иерархи РПЦ должны исходить из следующего принципа: церковь отделена от государства, но не отделена от общества, от участия в решении соответственно общественных проблем, а также проблем, составляющих сферу частной жизни. Суть духовно-нравственного и культурного воздействия церкви на общество состоит не в том, чтобы иметь влияние и власть, не в стремлении оградить свою паству от влияния извне. Необходимо понимание того, что бороться за души необходимо с помощью духовной деятельности, проповеди, молитвы, благотворительности, а не с помощью государства. 4. Православие содержит в себе немало положений, способствующих интеграции, консолидации общества. В частности, православный принцип соборности может стать основой межконфессионального и межэтнического диалога славян и тюрков, христиан, с одной стороны, и мусульман, иудеев, буддистов и т.д., с другой. В то же время православию не может быть придан статус общенациональной идеологии (идеологии державного строительства), во-первых, потому что это противоречило бы Конституции РФ, подчеркивающей светский характер государства, во-вторых, по причине неглубокой религиозности подавляющего большинства самоидентифицирующихся в качестве православных верующих россиян. 5. Чтобы выполнить свою миссию в обществе, Русская православная церковь должна пойти на диалог со всеми общественными силами, которые могут способствовать возрождению так необходимых обществу гуманистических ценностей. Православие это лишь один из способов влияния на мир, наряду с другими религиями, политикой, искусством, с культурой в целом. Но, вступая в диалог с другими социальными институтами, русское православие должно сохранить свою индивидуальность и целостность, свои способы и методы изменения и переустройства мира. |