16 органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, но для системы характерно не только наличие связей и отношений между элемен тами, ее образующими, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность и может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка. Свойство системности может быть противопоставлено свойству суммативности, лежащему в основе философских концепций элеменгаризма, атомизма, механицизма и им аналогичных. Вместе с тем структуры функционирования и развития системных объектов не тождественны моделям целостности, предложенным сторонниками витализма, холизма, эмерджентизма. Философский принцип системности утверждает главенство целого над час тями, но при этом подчеркивает взаимосвязь целого и частей. Сущность данного принципа может быть сведена к следующем положениям: целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания; взаимосвязь элементов объекта и собственно данного объекта с множеством иных объектов; динамическая природа объекта; функционирование и развитие объекта в результате взаимодействия с окружающей средой при доминировании вну тренних закономерностей объекта над внешними факторами [99]. То есть системный подход, как одно из методологических направлений науки, связан с представлением и конструированием объектов как систем и здесь чрезвычайно важна мысль И.В. Блауберга о том, что разрабатываемое в рамках системного подхода методологическое знание имеет общенаучный характер и применимо к любым областям науки, в том числе к социальной философии [100], а системным подходом можно назвать такой подход к научному исследованию, при котором из хаотического конгломерата разнородных факторов выделяется определенная совокупность и осмысливаются отличительные ее принципы от любых других факторов. |
раскрытию специфических особенностей системы знаний. Системность познания подчеркивал Конт1; дальнейшее развитие эта линия получила у Шеллинга2 и Гегеля3. В рамках марксизма были сформулированы философские и методологические основы научного познания целостных развивающихся систем. Важнейшую роль в этой связи играет диалектикоматериалистический принцип системности, понимаемый как организованный характер некоего множества4. При этом понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, но для системы характерно не только наличие связей и отношений между элементами, ее образующими, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система, проявляет свою целостность и может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка. Свойство системности может быть противопоставлено свойству суммативности, лежащему в основе философских концепций элементаризма, атомизма, механицизма и им аналогичных. Вместе с тем структуры функционирования и развития системных объектов не тождественны моделям целостности, предложенным сторонниками витализма, холизма, эмерджентизма. Философский принцип системности утверждает главенство целого над частями, но при этом подчеркивает взаимосвязь целого и частей. 1 Конт О. Общий обзор позитивизма. / Перевод с французского И. А. Шапиро./ Под ред. Э. Л. Радлова. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. -296 с. Шеллинг Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966. — 298 с. 3 Гегель Г. Философия духа // Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 528 с. 4 Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82. 33 Сущность данного принципа может быть сведена к следующем положениям:1 целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания; взаимосвязь элементов объекта и собственно данного объекта с множеством иных объектов; динамическая! природа объекта; функционирование и развитие объекта в результате взаимодействия с окружающей средой при доминировании внутренних закономерностей объекта, над внешними факторами. ■ То есть системный подход, как’ одно из методологических направлений' науки;.связаню представлениеми конструированием объектов как систем и здесь чрезвычайно важна мысль И.В. Блауберга о том, что разрабатываемое в рамках системного подхода методологическое знание имеет общенаучный характер и» применимо к. любым областям науки, в (том? числе к социальной философии?, а системным подходом можно назвать такой, подход; к научному исследованию,, при котором из хаотического? конгломерата; разнородных факторов » выделяется; ' определенная» совокупность, и осмысливаются*. отличительные ее принципы* от любых других факторов. ... В» контексте? данного: исследования» системный подход рассматривается? как средство» организации» мышления,, дающее ему кратчайший путь к рассмотрению массового сознания как социально философской проблемы. ', К числу существенных признаков; системности массового сознания относятся, прежде всего, множество его структурных элементов, установившиеся; связи и отношения между ними. Элементы — наиболее мелкие частицы системы, которым присущи некоторые: качества этой системы. Вместе с тем каждый элемент обладает собственной динамикой и 1 Аршинов И.И, Свирский Я.Б. Философия самоорганизации: новые горизонты // Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999. 1 Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход//Вопросы философии.-1978;-№ 8:-G.42; 34 |