Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 17]

17 В контексте данного исследования системный подход рассматривается как средство организации мышления, дающее ему кратчайший путь к рассмотрению массового сознания как социально философской проблемы.
К числу существенных признаков системности массового сознания относятся, прежде всего, множество его структурных элементов, установившиеся связи и отношения между ними.
Элементы наиболее мелкие частицы системы, которым присущи некоторые качества этой системы.
Вместе с тем каждый элемент обладает собственной динамикой и
состоянием, выполняет определенные функции и обеспечивает существование системы в целом.
Выявление различий между элементами системы и последующее их упорядочивание обнаруживает структуру системы.
Структурная организация есть
тин, порядок элементов, способ их связи.
Связи различны по своей природе.
Они бывают: информационные, управления,
но другим классификациям причинные, связи соответствия, взаимодействия, генетические, связи преобразования, принадлежности, предпочтения, последовательности.
Таким образом, вышеизложенная методология анализа структуры массового сознания раскрывает системные связи социальных отношений, выступает как целостность.
Свойства целостности массового сознания проявляется, прежде всего, в интегративности или эмерджентности, то есть появлении у целого качественно новых свойств, отсутствующих, как у структурных элементов, так и у их совокупностей.
Целостность связывают с определенной «слитностью» элементов массового сознания.
В понятии целостности важную роль играет степень интенсивности взаимосвязей и взаимоотношений в системе.
Целостность системы массового сознания и инвариантность ее структуры являются обязательными для воспроизводства системы во времени и пространстве, то есть в изменяющихся исторических, социальных условиях.
Из этого следует, что в одном ряду с характеристикой системы стоят такие ее свойства, как гибкость, устойчивость и адаптивность, эластичность отношений
[стр. 33]

Сущность данного принципа может быть сведена к следующем положениям:1 целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания; взаимосвязь элементов объекта и собственно данного объекта с множеством иных объектов; динамическая! природа объекта; функционирование и развитие объекта в результате взаимодействия с окружающей средой при доминировании внутренних закономерностей объекта, над внешними факторами.
■ То есть системный подход, как’ одно из методологических направлений' науки;.связаню представлениеми конструированием объектов как систем и здесь чрезвычайно важна мысль И.В.
Блауберга о том, что разрабатываемое в рамках системного подхода методологическое знание имеет общенаучный характер и» применимо к.
любым областям науки, в (том? числе к социальной философии?, а системным подходом можно назвать такой, подход; к научному исследованию,, при котором из хаотического? конгломерата; разнородных факторов » выделяется; ' определенная» совокупность, и осмысливаются*.
отличительные ее принципы* от любых других факторов.
...
В» контексте? данного: исследования» системный подход рассматривается? как средство» организации» мышления,, дающее ему кратчайший путь к рассмотрению массового сознания как социально философской проблемы.
', К числу существенных признаков; системности массового сознания относятся, прежде всего, множество его структурных элементов, установившиеся; связи и отношения между ними.
Элементы — наиболее мелкие частицы системы, которым присущи некоторые: качества этой системы.
Вместе с тем каждый элемент обладает собственной динамикой и
1 Аршинов И.И, Свирский Я.Б.
Философия самоорганизации: новые горизонты // Эпистемология и постнеклассическая наука.
М., 1992; Аршинов В.И.
Синергетика как феномен постнеклассической науки.
М., 1999.
1 Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г.
Философский принцип системности и системный подход//Вопросы философии.-1978;-№ 8:-G.42; 34

[стр.,34]

состоянием, выполняет определенные функции и обеспечивает существование системы в целом.
Выявление различий между элементами системы и последующее их упорядочивание обнаруживает структуру системы.
Структурная организация есть
тип, порядок элементов, способ их связи.
Связи различны по своей природе.
Они бывают: информационные, управления,
по другим классификациям причинные, связи соответствия, взаимодействия, генетические, связи преобразования, принадлежности, предпочтения, последовательности.
Таким образом, вышеизложенная методология анализа структуры* массового сознания раскрывает системные связи социальных отношений, выступает как целостность.
Свойства целостности массового сознания проявляется, прежде всего, в интегративности или эмерджентности, то есть появлении у целого качественно новых свойств, отсутствующих, как у структурных элементов, так и у их совокупностей.
Целостность связывают с определенной «слитностью» элементов массового сознания.
В понятии целостности важную роль играет степень интенсивности взаимосвязей и взаимоотношений в системе.
Целостность системы массового сознания и инвариантность ее структуры являются обязательными для воспроизводства системы во времени и пространстве, то есть в изменяющихся исторических, социальных условиях.
Из этого следует, что в одном ряду с характеристикой системы стоят такие ее свойства, как гибкость, устойчивость и адаптивность, эластичность отношений
между элементами, вследствие чего одна и та же линия поведения во внешней социальной среде может быть реализована целым рядом ее внутренних состояний.
Следовательно, к признакам целостности массового сознания можно отнести: взаимосвязь составных частей системы, детерминацию целого частями, интегративные свойства системы, служащие основой объединения ее частей, взаимное соответствие элементов между собой и элементов целого, автономность определенных элементов, относительную 35

[Back]