Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 18]

18 между элементами, вследствие чего одна и та же линия поведения во внешней социальной среде может быть реализована целым рядом ее внутренних состояний.
Следовательно, к признакам целостности массового сознания можно отнести: взаимосвязь составных частей системы, детерминацию целого частями, интегративные свойства системы, служащие основой объединения ее частей, взаимное соответствие элементов между собой и элементов целого, автономность определенных элементов, относительную
самостоятельность поведения системы в целом но отношению к поведению отдельных элементов к внешним условиям.
В данной работе исследуется определенная система связей, отвечающая существу массового сознания.
В методологии зарубежной науки XX века была заложена традиция, рассматривающая социальные процессы как результат коллективных настроений и установок, отрицательного влияния на социальное развитие негативной энергии масс, толпы.
Поэтому в западной науке рождается понятие массового сознания, включающего
идеологические воззрения, эмоционально-ценностные ориентации, настроения, чувства и элементы коллективного бессознательного.
Западные социологи
иод «массой» понимают гетерогенную аудиторию, противостоящую классу (толпа, публика, народ, аудитория, целое общество).
Массовое сознание является не только отражением «массового бытия» (К.Маркс) (состояние конкретного общества в конкретный период времени), но и состоянием «массы» или «человекамассы»
[101].
«Человек-масса», «массовое сознание» ключевое понятие у X.
Ортеги-и-Гассета.
Под «человеком-массой» он понимает определенный тип человека, а не определенный общественный класс.
М.
Шелер
[102] считал, что современный человек становится только частью массы, а не относительно свободной и автономной частью структуры целого.
«Масса это бессубъектный субъект,
эго плохо структурированное образование, обладающее всегда определенными фаницами, но которые почти невозможно определить.
Принадлежность к массе чисто психологический признак, ибо человек массы
[стр. 11]

гносеологическим возможностям и т.д.
При этом под общественной психологией понималось сознание, включающее в себя рациональный и иррациональные пласты.
Диалектическое взаимодействие этих уровней рассматривалось в ключе нарастания тенденции рационализации общественной психологии, внесения в нее теоретического знания (и научноидеологического, в том числе) и расширения его объема.
Существенный вклад в изучение проблем общественной психологии внесли A.
И.
Горячева, С.Э.
Крапивенский, М.Т.
Макаров, Д.В.
Ольшанск B.
Д.
Парыгин, Г.П.
Предвечный, Б.Ф.
Лоршнев, А.П.
Федоркина1.
В зарубежной науке была заложена другая, традиция, рассматривающая социальные процессы как результат коллективных настроений и установок, отрицательного влияния на социальное развитие негативной энергии масс, толпы2.
Данная негативная1 энергия рождалась вследствие массовизации общества (явившейся продуктом стандартизации производства и потребления)^ и вытеснения масс из сферы реальнойполитикии культурного творчества.
Поэтому в западной’ науке рождается понятие «массового сознания», включающего
в себя и доктринальные положения (идеологические воззрения), и эмоционально-ценностные ориентации, настроения, чувства, и элементы коллективного бессознательного.
С 70-х гг.
отечественная наука начинает изучать соотношение идеологических построений и массового сознания на материалах 1 Горячева А.И.
О взаимоотношении идеологии и общественной психологии//Вопросы философии.
1963.
№11; Крапивенский С.Э.
К анализу категории «Социальная революция».
Волгоград, 1971; Макаров М.Т.
Общественная психология.
Л., 1979; Парыгин В.Д.
Проблемы общественной психологии.
М., 1965; Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и история.
М., 1979.
2 Бэкон Ф.
Соч.: В 2 Т.
М.: Мысль, 1971; Ницше Ф.
Сумерки идолов, или как философствуют молотом.
Соч.: В 2Т.
Т.
2.
М.: Мысль, 1990; Ортега-и-Гассет.
X.
Новые симптомы // Проблема человека в западной философии.
М.: ОКиПР.
С.
202206.; Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс И Вопросы философии.
1988, 1989.
-№ 3,4.
11

[стр.,34]

состоянием, выполняет определенные функции и обеспечивает существование системы в целом.
Выявление различий между элементами системы и последующее их упорядочивание обнаруживает структуру системы.
Структурная организация есть тип, порядок элементов, способ их связи.
Связи различны по своей природе.
Они бывают: информационные, управления, по другим классификациям причинные, связи соответствия, взаимодействия, генетические, связи преобразования, принадлежности, предпочтения, последовательности.
Таким образом, вышеизложенная методология анализа структуры* массового сознания раскрывает системные связи социальных отношений, выступает как целостность.
Свойства целостности массового сознания проявляется, прежде всего, в интегративности или эмерджентности, то есть появлении у целого качественно новых свойств, отсутствующих, как у структурных элементов, так и у их совокупностей.
Целостность связывают с определенной «слитностью» элементов массового сознания.
В понятии целостности важную роль играет степень интенсивности взаимосвязей и взаимоотношений в системе.
Целостность системы массового сознания и инвариантность ее структуры являются обязательными для воспроизводства системы во времени и пространстве, то есть в изменяющихся исторических, социальных условиях.
Из этого следует, что в одном ряду с характеристикой системы стоят такие ее свойства, как гибкость, устойчивость и адаптивность, эластичность отношений между элементами, вследствие чего одна и та же линия поведения во внешней социальной среде может быть реализована целым рядом ее внутренних состояний.
Следовательно, к признакам целостности массового сознания можно отнести: взаимосвязь составных частей системы, детерминацию целого частями, интегративные свойства системы, служащие основой объединения ее частей, взаимное соответствие элементов между собой и элементов целого, автономность определенных элементов, относительную
35

[стр.,35]

самостоятельность поведения системы в целом по отношению к поведению отдельных элементов к внешним условиям.
В данной работе исследуется определенная система связей, отвечающая существу массового сознания.
В методологии зарубежной науки XX века была заложена традиция, рассматривающая социальные процессы как результат коллективных настроений и установок, отрицательного влияния на социальное развитие негативной энергии масс, толпы.
Поэтому в западной науке рождается понятие массового сознания, включающего идеологические воззрения, эмоционально-ценностные ориентации, настроения, чувства и элементы коллективного бессознательного.
Западные социологи
под «массой» понимают гетерогенную аудиторию, противостоящую классу (толпа, публика, народ, аудитория, целое общество).
Массовое сознание является не только отражением «массового бытия» (К.
Маркс) (состояние конкретного общества в конкретный период времени), но и состоянием «массы» или «человека-массы»1.

«Человек-масса», «массовое* сознание» ключевое понятие у X.
Ортеги-и-Гассета.
Под «человеком-массой» он понимает определенныйтипчеловека, а не определенный* общественный класс.
М.
Шелер2
считал, что современный человек становится только частью массы, а не относительно свободной и автономной частью структуры целого.
«Масса это бессубъектный субъект,
это плохо структурированное образование, обладающее всегда определенными границами, но которые почти невозможно определить.
Принадлежность к массе чисто психологический признак, ибо человек массы
чувствует, что он «точь-вточь, как все остальные», «масса — это средний, заурядный человек»3.
1 Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс//Вопросы философии.
-1989.
-№ 2.
-С.
47.
2 Шелер М.
Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры / Пер.
с нем А.
Н.
Мапинкина// Социологический журнал.
1996.
-№ 1-2.
3 Ортега-и-ГяссетХ.
Восстание масс//Вопросы философии.
-1989.
-№ 2.
-С.
52.
36

[Back]