Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 22]

22 Существует и иной подход к пониманию массового сознания, когда массовое сознание рассматривается как сознание неклассической общности (толпы, публики, конгломерата индивидов, не объединенных устойчивыми социальными связями).
В результате такого понимания массовое сознание не совпадает с общественным сознанием в целом, за его границами остаются групповые, специализированные формы освоения действительности.
Одними из последних проанализировали массовое сознание
В.II.
Леныиин и Т.В.
Елисеева.
Первый рассматривает массовое сознание
как способ отражения социальной действительности, складывающейся в процессе повседневного практического бытия больших масс людей.
Массовое сознание включает совокупность восприятий, переживаний, представлений, понятий, которые возникают под влиянием относительно постоянных привычных условий жизни человеческих индивидов, и представляет собой донаучную форму отражения и, следовательно, является во многом ограниченным сознанием.
Массовое сознание фиксирует лишь внешнюю, часто обманчивую, видимость вещей: оно включает в себя как рассудочные, так и эмоциональные компоненты и отличается практической, деятельностной направленностью.
Практическая направленность массового сознания проявляется в том, что массовое сознание выражает эмоционально-волевое отношение людей к действительности,
го есть выступает в оболочке общественно-психологических явлений [109].
Т.В.
Елисеева в содержании массового сознания выделяет совокупность идей, взглядов, точек зрения, идеалов, стереотипов, концепций, мнений, в которых отражается присущая массовидным процессам социальная
действительность[110].
Тема массового сознания исследовалась учеными в различных аспектах.
Вызывает научный интерес
анализ соотношения элитарного и массового сознания, его роль в условиях постындустриального общества, проведенный Н.Н.
Суворовым [111].
Ф.А.
Шебзухова рассматривает роль ментальных оснований, как определяющего элемента в массовом сознании для формирования толерантности в полиэтническом обществе, а также проблемы
[стр. 39]

По мнению Н.Н.
Рогалевича, массовое сознание обозначается как деперсонализированное сознание граждан индустриального общества, формирующегося под воздействием стереотипов массовой культуры, СМИ, а также служащего дляобозначения одной из форм дотеоретического миропонимания.
В качестве элементов массового сознания он выделяет: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непосредственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейскиеустановкии рецепты, суммирующие повседневный бытовой' и профессиональный опыт; 3)картину миру в целом; основанную на господствующей, в данной культуре системе ценностей, культурной традиции1.
В социально-философском плане, как считает А.Г.
Догалаков, «массовое сознание выступает как отражение в сознании масс объективной общности общественных условий их существования, совокупной формой концентрации и обобщения исторического опыта масс, отношения масс к их историческому положению в общественном процессе.
Массовое сознание — историческое самосознание народных масс»2.
Существует и* иной-подход к пониманию массового сознания, когда массовое сознание рассматривается как сознание неклассической общности (толпы, публики, конгломерата индивидов, не объединенных устойчивыми социальными связями).
В результате такого понимания массовое сознание не совпадает с общественным сознанием в целом, за его границами остаются групповые, специализированные формы освоения действительности.
Однимииз последних проанализировали массовое сознание
В.П.
Ленынин и Т.В.
Елисеева.
Первый рассматривает массовое сознание
1 См.: Краткий словарь по философии/Авт.-сост.
Н.Н.
Рогалевич.
Минск: Харвест, 2007.
С.
392.
2 Догалаков А.Г.
Массовое сознание: понятие, структура, функции: автореф.
дис.
канд.
филос.
наук.
Алма-Ата, 1985.
-С.
13.
40

[стр.,40]

как способ отражения социальной действительности, складывающейся в процессе повседневного практического бытия больших масс людей.
Массовое сознание включает совокупность восприятий, переживаний, представлений, понятий, которые возникают под влиянием относительно постоянных привычных условий жизни человеческих индивидов, и представляет собой донаучную форму отражения и, следовательно, является во многом ограниченным сознанием.
Массовое сознание фиксирует лишь внешнюю, часто обманчивую,, видимость, вещей: оно включает в себя как рассудочные, так и эмоциональные компоненты и отличается1 практической, деятельностной направленностью.
Практическая направленность массового сознания, проявляется в том, что массовое сознание выражает эмоционально-волевое отношение людей к действительности,
то есть выступает в оболочке общественнопсихологических явлений1.
Т.В.
Елисеева, в содержании массового сознания выделяет совокупность идей, взглядов, точек зрения, идеалов, стереотипов, концепций, мнений, в которых отражается присущая массовидным процессам социальнаядействительносгь2.

Темамассового, сознания исследовалась учеными в различных аспектах.
Вызывает научный интерес
проведенный Н:Н.
Суворовым3анализ соотношения элитарного и массового сознания, его роль в условиях постындустриального общества.
Ф.А.
Шебзухова рассматривает роль ментальных оснований, как определяющего элемента в массовом сознании для формирования толерантности в полиэтническом обществе, а также проблемы
обретения адаптационных качеств менталитета.
Поэтому обострение интереса к данному качеству массового сознания проявилось, в 1 См.: Ленъшин В.П.
Формирование массового сознания молодежи в современном обществе: автореф.
докт.
дисс.
филос.
наук.
М., 2004.
С.
12.
2 Елисеева Т.В.
Симулятивные образы массового сознания современного российского общества (социально-философский анализ): автореф.
канд.
филос.
наук.
М., 2010.
С.
12.
3 См.: Суворов Н.Н.
Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма: автореф.
докт.
дисс.
филос.
наук.
СПб., 2005.
С.
7-9.
41

[Back]