Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 23]

23 обретения адаптационных качеств менталитета.
Поэтому обострение интереса к данному качеству массового сознания проявилось в России именно сейчас, в период суверенизационных настроений, провоцирующих межнациональные, межконфессиональные, социальные конфликты [112].
З.Я.
Умарова философский анализ толерантного сознания строит на историческом материале, конкретных социологических исследованиях, которые наряду с тенденцией глобализации имеют противоположные ей процессы локализацию, ренессанс социальной роли ряда национальных государств, «разбегание» и столкновение цивилизаций, дифференциацию качества жизни и
т.н.
Подобные процессы порождают тенденцию
декулыуризации духовной жизни.
Именно в этой связи толерантное сознание, как качественная характеристика массового сознания, имеет особую актуальность
[113].
Волкова Т.В.
в своем исследовании излагает причины интолерантных установок в массовом сознании россиян.
Жесткая имущественная дифференциация породила высокий уровень тревожности, фобии.
В такой полиэтнической, многоконфессиональной ситуации сложно интегрировать общество.
Стержнем
интегративносги может стать глобаэтика, которая обладает огромным потенциалом в формировании массового сознания [114] .
Глубокий социально-философкий анализ массового сознания в постсоветскую эпоху, воздействия на него СМИ осуществили Паховский С.В.

[115] и Павлова Е.Д.
[116].
Каждый из вышеупомянутых ученых по-своему видит сущнос ть и содержание понятия «массовое сознание».

При этом необходимо различать понятия «массовое сознание» и «общественное сознание», поскольку «человеческое сознание в диалектикоматериалистическом его понимании возникает, функционирует, развивается как продукт взаимодействия человека с действительностью (природной и социальной) и проявляет себя как специфически общественное явление в процессе социально-исторической практики людей.
Сознание общественно уже генетически,
но своему происхождению, являясь плодом, продуктом и одновременно инструментом деятельности общественного человека (а не
[стр. 41]

России именно сейчас, в период суверенизационных настроений, провоцирующих межнациональные, межконфессиональные, социальные конфликты1.
З.Я.
Умарова философский анализ толерантного сознания строит на историческом материале, конкретных социологических исследованиях, которые наряду с тенденцией глобализации, имеют противоположные ей процессы локализацию, ренессанс социальной роли ряда национальных государств, «разбегание» и столкновение1 цивилизаций; дифференциацию качества жизни и
т.п.
Подобные процессы порождают тенденцию
декультуризации духовной жизни.
Именно в этой* связи’ толерантное сознание, как качественная, характеристика массового сознания, имеет особую актуальность2.

Волкова Т.В.
в своем исследовании излагает причины интолерантных установок в массовом сознании россиян.
Жесткая имущественная дифференциация породила высокий уровень тревожности, фобии.
В такой полиэтнической, многоконфессиональной ситуации, сложноинтегрировать общество.
Стержнем
интегративности может стать глобаэтика, которая обладает огромным потенциалом в формировании массового сознания3.
Глубокий социально-философкий анализ массового сознания в постсоветскую эпоху, воздействия на него СМИ' осуществили Паховский С.В.4
и Павлова Е.Д.5 Каждый из вышеупомянутых ученых посвоему видит сущность и содержание понятия «массовое сознание».
1 См.: Шебзухова Ф.А.
Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе: автореф.
докт.
дисс.
филос.
наук.
Ростов н/Д, 2005.
С.
10-11.
2 См.: Умарова З.Я.
Философские проблемы толерантного сознания: автореф.
дис.
канд.
филос.
наук.
Махачкала, 2006.
С.
7-10.
3 См.: Волкова Т.В.
Социально-философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества: автореф.
дис.
канд.
филос.
наук.
Ростов.
н/Д, 2006.-С.
8-10.
4 См.: Паховский С.В.
Массовое сознание россиян в постсоветскую эпоху (этнонациональные интенции): автореф.
дис.
кандид.
филос.
наук.
— Ульяновск, 2004.
— С.
7-8.
5 См.: Павлова Е.'Д.
Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: автореф.
дис.
кандид.
филос.
наук.
М.,2004.-С.
7-9.
42

[стр.,42]

При этом необходимо различать понятия «массовое сознание» и «общественное сознание», поскольку «человеческое сознание в диалектико-материалистическом его понимании возникает, функционирует, развивается как продукт взаимодействия человека с действительностью (природной и социальной) и проявляет себя как специфически общественное явление в процессе социально-исторической практики людей.
Сознание общественно уже генетически,
по своему происхождению, являясь плодом, продуктом и одновременно инструментом деятельности общественного человека (а не изолированного индивида).
Сознание невозможно без «мыслящей материи», но и мозг, как порождение природы, становится человеческим лишь тогда и постольку, когда и поскольку он служит органом деятельности общественного индивида, необходимым условием его общественного бытия»1.
Данная трактовка в своей основе имеет положение Маркса2, который' собственно и ввел категории «общественное бытие» и «общественное сознание», включив' в понятие «общественное сознание» идею социальной обусловленности сознания и представление об обществе как самостоятельном социальномобразовании, способном’ к отражению действительности.
Общественное сознание, по мысли Маркса, включает в свою структуру такие уровни, как обыденное массовое сознание и теоретическое сознание, и проявляет себя в, таких формах, как наука, мораль, искусство, религия, философия; политические и правовые представления: каждая форма сознания, имея свой предмет отражения, имеет и свою особую форму отражения (научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозную догму, политические идеи, правовые нормы).
Понятие «общественное бытие» вбирает в себя всю совокупность факторов, определяющих условия жизни в обществе.
1 Общественное сознание и его формы.
М.: Политиздат, 1986.
С.
23-24.
2 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
21.
— С.
149.
43

[Back]