Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 27]

27 сознания можно вычленить этническую, конфессиональную, кастовую, профессиональную составляющие.
В-пятых, как отмечает
Ь.Е.
Ерастов: «Массовое сознание совпадает с общеэтническим сознанием, но им не исчерпывается, при этом этническое сознание предстает как совокупность духовно-психологических характеристик конкретного этноса и как осознание принадлежности к определенной общности»
[119].
Невозможно игнорировать такой структурный элемент массового сознания, как этническое самосознание, особенно в странах с полиэтническим населением.
Какая-либо форма самосознания может активизироваться, подавить другие и приобрести характер
доминирующей в зависимости от общественно-исторической ситуации.
В рамках массового сознания как целостности возможно положение, когда конкретные формы самосознания способны сыграть роль дезинтегрирующего фактора, «разрушить» целостность другой формы самосознания, например религиозная разновидность самосознания в случае обострения конфликтов способна нарушить этническое самосознание.
«Для разных религий, пишет Н.Р.
Гусева, характерны различные системы культурных традиций и ценностных ориентаций, одним из важнейших признаков единого этноса, единства его психологического склада является именно общность этих традиций и ориентаций.
В этих различиях таится возможность взаимного противопоставления конфессиональных групп, входящих в состав единого этноса»
[120].
В-шестых, в массовом сознании людей (с точки зрения его структуры) всегда присутствуют,
но крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное и сознание практическое.
К обыденному сознанию относится все, что связано с отражением минимального набора повседневных потребностей, т.е.
обыденное сознание стихийно воспроизводит общес твенное бытие через призму бытовых потребностей и отношений.
А практическое сознание включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем синтезируется обыденно-бытовое представление со всей совокупностью профессиональных знаний, умений,
[стр. 45]

определенным классам, но и к этническим и другим межклассовым общностям (демографическим, профессиональным, культурным), также накладывает отпечаток на дифференциацию массового сознания.
Во-вторых, возможно рассмотрение массового сознания по сферам жизнедеятельности (производственная, религиозная, политическая, семейная и т.п.).
В-третьих, массовое сознание, как динамичная развивающаяся< система, включает знание и оценочные суждения, ориентированные на формирование определенной картины мира, отражение социального статуса конкретной общественной группы, статуса классового, профессионального, демографического, этнического, конфессионального.
В-четвертых, в структуру массового сознания включено традиционное сознание, а также знания, связанные с формированием современного образа жизни.
Уровень традиционного массового сознания включает картину мира, сформировавшуюся в массовом сознании, моральные и эстетические нормы, элементы массовых форм религиозности, содержит установки, стереотипы, неосознаваемые образы поведения; и т.д.
В целостности традиционного сознания можно вычленить этническую, конфессиональную, кастовую, профессиональную составляющие.
В-пятых, как отмечает
Б.Е.
Ерастов: «Массовое сознание совпадает с общеэтническим сознанием, но им не исчерпывается, при этом этническое сознание предстает как совокупность духовно-психологических характеристик конкретного этноса и как осознание принадлежности к определенной* общности»1.

Невозможно игнорировать такой структурный элемент массового сознания, как этническое самосознание, особенно в странах с полиэтническим населением.
Какая-либо форма самосознания может активизироваться, подавить другие и приобрести характер
1 Ерасов Б.Е.
Национальное самосознание и ценности традиционного сознания//Познание в социально-культурной системе.
— Новосибирск, 1993.
С.
20.
46

[стр.,46]

доминирующей — в зависимости от общественно-исторической ситуации.
В рамках массового сознания как целостности возможно положение, когда конкретные формы самосознания способны сыграть роль дезинтегрирующего фактора, «разрушить» целостность другой формы самосознания, например религиозная разновидность самосознания в случае обострения конфликтов способна нарушить этническое самосознание.
«Для разных религий, пишет Н.Р.
Гусева, — характерны различные системы культурных традиций и ценностных ориентаций, одним, из важнейших признаков единого этноса, единства его психологического склада является именно общность этих традиций и ориентаций.
В* этих различиях таится возможность взаимного противопоставления конфессиональных групп, входящих в состав единого этноса»1.

В-шестых, в массовом сознании людей (с точки зрения его структуры) всегда присутствуют,
по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное и сознание практическое.
К обыденному сознанию* относится все, что связано с отражениемминимального набора повседневных потребностей, т.е.
обыденное сознание стихийно воспроизводит общественное бытие через призму бытовых потребностей и отношений.
А практическое сознание включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем синтезируется обыденно-бытовое представление со всей совокупностью профессиональных знаний, умений,
общих представлений о мире.
В содержание практического сознания входят оценки, все многообразие переживаний, убеждений, цели, вера, суждения, базирующиеся на здравом смысле.
Способность людей на уровне обыденного сознания^ правильно улавливать смысл происходящего коренится в жизненном опыте.
Здравый смысл в его позитивном значении может быть охарактеризован как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи, сердцевина социальных смыслов, форма выражения общей 1 Гусева Н.Р.
Традиционные ценности и религия//Познание в социально-культурной системе.
Новосибирск, 1993.-С.
128.
47

[Back]