Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 28]

общих представлений о мире.
В содержание практического сознания входят оценки, все многообразие переживаний, убеждений, цели, вера, суждения, базирующиеся на здравом смысле.
Способность людей на уровне обыденного сознания правильно улавливать смысл происходящего коренится в жизненном опыте.
Здравый смысл в его позитивном значении может быть охарактеризован как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи, сердцевина социальных смыслов, форма выражения общей
логики мышления и поведения людей» [121].
Такой подход содержит рациональное зерно, что не позволяет сознанию оторваться от действительности.
То, что противоречит здравому подходу, не найдет признания у большинства людей.
Здравый смысл имеет и свою ограниченность это проявляется в его односторонности, в неумении видеть процессы в развитии, во всей сложности их взаимосвязи, в неспособности к осознанию концепций, научных достижений.
Критерием истины может оказаться общепризнанность, правдоподобность, достоверность, полезность, выгода.
На уровне обыденных оценок событий возможны искажения действительности, возможен конформизм и субъективизм.
Значительное место в обыденном сознании занимает вера, которая возникает вследствие недостатка информации и ликвидирует противоречия из-за неполной информированности человека.
Для веры характерны такие черты, как желаемость,
непосредственное гь, эмоциональность, ассоциальность.
Большое влияние на веру оказывают авторитеты и общезначимый опыт предшествующих поколений.
Обыденное сознание фундаментальный уровень общественного и массового сознания, система когнитивных, рациональных образований
[122].
Главная ценность и главная функция обыденного сознания жизнеобеспечение личности в самом широком смысле слова.
Можно сказать, что в обыденном сознании постоянно действует некий «диспетчерский механизм», который в постоянно меняющихся ситуациях осуществляет квалификацию ситуации, отбор ценностей на роль мотивов и подачу этих ценностей как стимулов действия, выбора определенной программы поведения.

28
[стр. 46]

доминирующей — в зависимости от общественно-исторической ситуации.
В рамках массового сознания как целостности возможно положение, когда конкретные формы самосознания способны сыграть роль дезинтегрирующего фактора, «разрушить» целостность другой формы самосознания, например религиозная разновидность самосознания в случае обострения конфликтов способна нарушить этническое самосознание.
«Для разных религий, пишет Н.Р.
Гусева, — характерны различные системы культурных традиций и ценностных ориентаций, одним, из важнейших признаков единого этноса, единства его психологического склада является именно общность этих традиций и ориентаций.
В* этих различиях таится возможность взаимного противопоставления конфессиональных групп, входящих в состав единого этноса»1.
В-шестых, в массовом сознании людей (с точки зрения его структуры) всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное и сознание практическое.
К обыденному сознанию* относится все, что связано с отражениемминимального набора повседневных потребностей, т.е.
обыденное сознание стихийно воспроизводит общественное бытие через призму бытовых потребностей и отношений.
А практическое сознание включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем синтезируется обыденно-бытовое представление со всей совокупностью профессиональных знаний, умений, общих представлений о мире.
В содержание практического сознания входят оценки, все многообразие переживаний, убеждений, цели, вера, суждения, базирующиеся на здравом смысле.
Способность людей на уровне обыденного сознания^ правильно улавливать смысл происходящего коренится в жизненном опыте.
Здравый смысл в его позитивном значении может быть охарактеризован как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи, сердцевина социальных смыслов, форма выражения общей
1 Гусева Н.Р.
Традиционные ценности и религия//Познание в социально-культурной системе.
Новосибирск, 1993.-С.
128.
47

[стр.,47]

логики мышления и поведения людей»1.
Такой подход содержит рациональное зерно, что не позволяет сознанию оторваться от действительности.
То, что противоречит здравому подходу, не найдет признания у большинства людей.
Здравый смысл имеет и свою ограниченность это проявляется в его односторонности, в неумении видеть процессы в развитии, во всей сложности их взаимосвязи, в неспособности к осознанию концепций, научных достижений.
Критерием истины может оказаться общепризнанность, правдоподобность, достоверность, полезность, выгода; На уровне обыденных оценок событий возможны искажения действительности, возможен конформизм^ и субъективизм.
Значительное место в обыденном сознании занимает вера, которая возникает вследствие недостатка информации и ликвидирует противоречия из-за неполной информированности человека.
Для веры характерны такие черты, как желаемость,
непосредственность, эмоциональность, ассоциальность.
Большое влияние на веру оказывают авторитеты и общезначимый опыт предшествующих поколений.
Обыденное, сознание — фундаментальный уровень общественного и массового сознания, система’ когнитивных, рациональных образований2.

Главная ценность и главная функция обыденного сознания жизнеобеспечение личности в самом широком смысле слова.
Можно сказать, что’ в обыденном сознании постоянно действует некий «диспетчерский механизм», который в постоянно меняющихся ситуациях осуществляет квалификацию ситуации, отбор ценностей на роль мотивов и подачу этих ценностейкак стимулов действия, выбора определенной программы поведения.

1 Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б.
Мировоззрение, познание, практика.
М., 1989.
С.
137.
2 См.: Насонова Л.И.
Обыденное и массовое сознание//Вестник МГУ.
1991.
Сер.
12.
№1.-С.
37.
48

[Back]