Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 32]

32 Стереотипы это стандартизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы, представления, понятия, устойчивые формы поведения.
Стереотипы массового сознания отличаются большой устойчивостью, ригидностью, консерватизмом.
Это свидетельствует о способности стереотипов сопротивляться информации, направленной на его изменения.
Массовое сознание тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью.
В структуре массового сознания выделяют
не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох.
Массовое сознание содержит помимо быстроизменяемых компонентов не только устойчивые стереотипы, традиции, которые меняются медленно и постепенно, но и константные,
практически неизменяемые, априорные бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета.
Понятие «менталитет» используется в гуманитарном знании для обозначения надындивидуальных составляющих массового сознания, определяемых традицией, культурой, коллективным бессознательным и транслирующихся из поколения в поколение.
Менталитет занимает значительную часть среди структурных элементов массового
сознания Ментальность, менталитет — от латинского — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад специфический тип мышления, определяющий общую духовную настроенность представляющую собой относительно целостную совокупность мыслей, верований, которая характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания и, создавая единую картину мира, скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества.
Впервые данное понятие встречается у Р.
Эмерсона
[127] в значении первоисточника ценностей и истин, бытующих в центре метафизического значения души.
Впоследствии оно используется неокантианцами, феноменологами, психоаналитиками.
Однако именно
[стр. 51]

Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного.
Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов массового сознания слухи, мнения, настроения, умонастроение масс самые динамичные компоненты массового сознания, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни.
Возможны резкие изменения массового* сознания, массовых настроений в кризисные ситуации.
Массовые настроения зависят от того разрыва, который’ существует между потребностями, интересами масс и' возможностью их* реализации, ожиданиями ^ реальными* условиями жизни.
Массовое сознание* может в; этих условиях усугублять противоречия общества.
Другие компоненты массового сознания привычки, традиции, стереотипы, социальные установки являются инерционными, устойчивыми, трудноизменяемыми.
В, целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.
Стереотипы это стандартизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы, представления, понятия, устойчивые формы поведения.
Стереотипы массового сознания отличаются большой устойчивостью, ригидностью, консерватизмом.
Это свидетельствует о способности стереотипов сопротивляться информации, направленной на его изменения.
Массовое сознание тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью.
В структуре массового сознания* выделяют не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох.
Массовое сознание содержит помимо быстроизменяемых компонентов не только устойчивые стереотипы, традиции, которые меняются медленно и постепенно, но и константные,
52

[стр.,52]

практически неизменяемые, априорные бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета.
Понятие «менталитет» используется в гуманитарном знании для обозначения надындивидуальных составляющих массового сознания, определяемых традицией, культурой, коллективным бессознательным и транслирующихся из поколения в поколение.
Менталитет занимает значительную часть среди структурных элементов массового’сознания
Ментальность, менталитет от латинского? ум; мышление, образ мыслей, душевный склад специфический, тип мышления; определяющийобщую духовнуюнастроенность представляющую собой относительно целостную совокупность мыслей; верований, которая характеризует специфические уровни индивидуальногои коллективного сознания и, создавая единуюкартину мира, скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества.
Впервые данное понятие встречается у Р.
Эмерсона1
в значении первоисточника ценностей и истин, бытующих в центре метафизического’ значения, души.
Впоследствии оно используется^ неокантианцами; феноменологами, психоаналитиками.
Однако, именно
развитие данное понятие получило врамках эволюционизмаи анимистической школы в этнологии, социологического рационализма Дюркгейма2, которые, выделив элементы примитивной ментальности и определив ее как иерархическое распределение форм мысли, отнесли к архаическому этапу развития общества.
Различия между примитивной и цивилизованной ментальностью в виде «аффективной категории сверхъестественного» выделил Леви-Брюль3, указав при этом на то, что 1 Эмерсон Р.
Нравственная философия.
Мн.: Харвест.
М.: ACT, 2001.
2 Дюркгейм Э., Мосс М.
О некоторых первобытных формах классификации.
К исследованию коллективных представлений // Мосс М.
Общества.
Обмен.
Личность.
Труды по социальной антропологии.
— М., 1996.
3 Леви-Брюлъ Л.
Сверхъестественное в первобытном мышлении.
— М.: ПедагогикаПресс, 1994.
372 с.
53

[стр.,81]

информации.
Массовое сознание является «хранилищем» совокупного социально-культурного опыта, фактором социальной стабильности.
Оно может играть креативную и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества.
3.
Массовое сознание — это сознание масс конкретного общества, представляющее собой совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группамиобщества, но не сводимых к ним.
По существу в данной трактовке массовое сознание это реальное сознание народных масс, функционирующее в конкретных исторических условиях.
Его структура обусловлена уровнем отражения в сознании масс картины мира, общественных условий' существования с учетом исторического, социального, экономического, этнического, политического и культурного опыта развития 4.
Массовое сознание, с одной стороны, подвержено ■ влиянию и фундаментальным, инерционным и подвижным факторам развития общества, аг с другой само является наиболее активным и действенным компонентом социума, т.е.
массовое сознание обладает’ и определенной степенью самостоятельности.
Эта относительная самостоятельность массового сознания открывает возможности для любых социальнополитических акций, в том числе и противоречащих требованиям общественного развития.
5.
В структуре массового сознания выделяют
элементы, сформированные современностью, а также составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох.
Массовое сознание содержит помимо быстроизменяемых компонентов не только устойчивые стереотипы, традиции, которые меняются медленно и постепенно, но и константные, практически неизменяемые, априорные бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета.

6.
Менталитет занимает значительную часть структурных элементов массового сознания и чрезвычайно важен в содержательном 82

[Back]