Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 36]

36 отмечая, что именно в высшем творческом слое утрачивается идея служения, пронизанная «свободой, смыслом, ценностью и качеством», способная вдохновить массы.
В результате у «массового человека» оказывается подавленным личностное начало.
Темнота массового сознания происходит не от его слепоты, а от слабости света, исходящего от интеллектуальной элиты.
Н.А.
Бердяев постулировал «больную совесть» русской интеллигенции, находившей причины неустроенности мира в нерешенности своих собственных проблем.
Вместе с ним Н.О.
Лосский и С.А.
Левицкий видели в несинхронном движении элитарного и массового сознания возможный социальный и культурной
катастрофам.
Общество, проповедующее потребление как главную ценность жизни, превращается
в объект потребления и быстро растрачивает накопленные веками ценности [143].
Следовательно, можно предположить, что активность и воздействия властной элиты в России и в прежние века, и в настоящее время были направлены на то, чтобы управлять сознанием и поведением масс, но, как правило, инертность архетипов менталитета и массового сознания блокировала и «сводила на нет» все идеологические и социальные преобразования, к которым не могли люди адаптироваться и применять, поскольку они не находили «созвучия» с глубинным менталитетом.
Возникает гипотеза, что внешние воздействия (идеологические, информационные,
манинулятивные, властные) вызывают трансформацию динамичных компонентов массового сознания, и первоначально динамичные слои массового сознания могут превалировать над его константным ядром.
Но несовместимость властных инноваций с константным уровнем массового сознания населения в сочетании с
непродуманное тью стратегии и неготовностью властных структур содействовать адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности приводят через некий интервал времени к «отторжению» чужеродных инноваций.
Необходимо исследовать на историческом и современном материале соотношения динамичности и инерционности массового сознания, определить
[стр. 56]

количественно и качественно.
Именно русские по своей численности и социокультурному влиянию создают ту критическую массу, которая обуславливает специфические особенности массового сознания России.
Наблюдается еще одна специфика массового сознания россиян, которая выражается в соотношении элитарного сознания с массовым.
В этой части можно согласиться с точкой зрения Н.Н.
Суворова, что в отечественной философии XIX века особенно остро формировалось противостояние народного сознания, с одной стороны, и просветительского лидерства интеллигенции с другой.
А.И.Герцен, П.Л.
Лавров, Н.К.
Михайловский, М.А.
Бакунин разрабатывали теории воздействия' интеллектуального меньшинства на народную массу с целью прогрессивного преобразования русского общества.
Н.А.
Бердяев, остро осознавая духовный разрыв между элитарным и массовым сознанием, возлагал вину за это на интеллектуальную элиту, справедливо отмечая; что именно в высшем творческом слое утрачивается идея служения, пронизанная «свободой, смыслом, ценностью и качеством», способная вдохновить массы.
В результате у «массового человека» оказывается подавленным личностное начало.
Темнота массового сознания, происходит не от его слепоты, а от слабости света, исходящего от интеллектуальной элиты.
Н.А.
Бердяев постулировал «больную совесть» русской интеллигенции, находившей причины» неустроенности мира в нерешенности своих собственных проблем.
Вместе с ним Н.О.
Лосский и С.А.
Левицкий видели в несинхронном движении элитарного и массового сознания возможный социальный и культурной
катастрофизм.
Общество, проповедующее потребление как главную ценность жизни, превращается^
объект потребления и быстро растрачивает накопленные веками ценности1.
Таким образом, можно предположить, что активность и воздействия властной элиты в России и в прежние века, и в настоящее время были 1 См.: Суворов Н.Н.
Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма: автореф.
дис.
докт.
филос.
наук.
СПб., 2005.
С.
12-13.
57

[стр.,57]

направлены на то, чтобы управлять сознанием и поведением масс, но, как правило, инертность архетипов менталитета и массового сознания блокировала и «сводила на нет» все идеологические и социальные преобразования, к которым не могли люди адаптироваться и применять, поскольку они не находили «созвучия» с глубинным менталитетом.
Возникает гипотеза, что внешние воздействия (идеологические, информационные,
манипулятивные, властные) вызывают трансформацию г динамичных компонентов массового сознания, и первоначально, динамичные слои* массового! сознания,.
могут превалировать? над его константным ядром.
Но несовместимость властных инноваций с константным уровнем массового сознания населения в сочетании с
непродуманностью стратегии и неготовностью властных структур содействовать адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности приводят через некий' интервал времени к «отторжению» чужеродных инноваций.
Необходимо исследовать на историческом и современном материале соотношения динамичности и инерционности массового сознания, определить
те природные исоциально-экономические факторы, которые стали содержанием эволюционного процесса в.
формировании’ этноса, нации, национальной психологии, что в конечном итоге создавало ментальность.
Знание* данной эволюции способно вооружить методикой влияния на массовое сознание населения и в некой степени управлять им.
В исследовательском плане важно учитывать, что на массовое сознание влияет общая атмосфера в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, а также уровень его развития.
Логично поэтому рассмотреть массовое сознание россиян как субъект исторического развития, а также эволюцию его сущностных особенностей.
Поэтому исследование русского менталитета является основанием для анализа массового сознания российского общества.
58

[Back]