те природные и социально-экономические факторы, которые стали содержанием эволюционного процесса в формировании этноса, нации, национальной психологии, что в конечном итоге создавало ментальность. Знание данной эволюции способно вооружить методикой влияния на массовое сознание населения и в некой степени управлять им. В исследовательском плане важно учитывать, что на массовое сознание влияет общая атмосфера в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, а также уровень его развития. Логично поэтому рассмотреть массовое сознание россиян как субъект исторического развития, а также эволюцию его сущностных особенностей. Поэтому исследование русского менталитета является основанием для анализа массового сознания российского общества [144]. Таким образом, рассмотрев сущность и структуру массового сознания россиян в рамках исследуемой темы, методология анализа массового сознания россиян как социально-философской проблемы дает возможность более глубоко понять его сущность, структуру, содержание, ментальность, осмыслить отечественную историю, истоки российской государственности, осознать национальную психологию русского народа как государственно-несущей этнической составляющей России. На основе анализа работ специалистов по данной проблеме автор приходит к выводу о том, что массовое сознание это сознание масс конкретного общества или одна из разновидностей общественного сознания; это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества, но не сводимых к ним. По существу в данной трактовке массовое сознание это реальное сознание народных масс, функционирующее в конкретных исторических условиях. Его структура обусловлена уровнем отражения в сознании масс картины мира, общественных условий существования с учетом исторического, социального, экономического, этнического, политического и культурного опыта развития. 37 |
направлены на то, чтобы управлять сознанием и поведением масс, но, как правило, инертность архетипов менталитета и массового сознания блокировала и «сводила на нет» все идеологические и социальные преобразования, к которым не могли люди адаптироваться и применять, поскольку они не находили «созвучия» с глубинным менталитетом. Возникает гипотеза, что внешние воздействия (идеологические, информационные, манипулятивные, властные) вызывают трансформацию г динамичных компонентов массового сознания, и первоначально, динамичные слои* массового! сознания,. • могут превалировать? над его константным ядром. Но несовместимость властных инноваций с константным уровнем массового сознания населения в сочетании с непродуманностью стратегии и неготовностью властных структур содействовать адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности приводят через некий' интервал времени к «отторжению» чужеродных инноваций. Необходимо исследовать на историческом и современном материале соотношения динамичности и инерционности массового сознания, определить те природные исоциально-экономические факторы, которые стали содержанием эволюционного процесса в. формировании’ этноса, нации, национальной психологии, что в конечном итоге создавало ментальность. Знание* данной эволюции способно вооружить методикой влияния на массовое сознание населения и в некой степени управлять им. В исследовательском плане важно учитывать, что на массовое сознание влияет общая атмосфера в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, а также уровень его развития. Логично поэтому рассмотреть массовое сознание россиян как субъект исторического развития, а также эволюцию его сущностных особенностей. Поэтому исследование русского менталитета является основанием для анализа массового сознания российского общества. 58 Таким образом, методология анализа массового сознания россиян как социально-философской проблемы дает возможность более глубоко понять его сущность, структуру, содержание, ментальность, осмыслить, отечественную историю, истоки российской государственности, осознать национальную психологию русского народа как государственно-несущей этнической составляющей России. На основе анализа работ специалистов» по данной проблеме автор приходит к выводу о том; что массовое сознание’ это» сознание масс конкретного общества) или одна из разновидностей; , общественного сознания; это совокупность духовных образований; разделяемых целыми классами, социальными группами общества, но не сводимых к ним. По существу в данной трактовке массовое сознание — это реальное сознание народных масс, функционирующее в конкретных исторических условиях. Его структура обусловлена уровнем отражения в сознании масс картины мира, общественных условий существования1' с учетом исторического, социального, экономического, этнического, политического и культурного опыта развития. 1.2.Социальные факторы эволюции менталитета в структуре , массового сознания россиян Осмысление исторического развития менталитета как важнейшего элементав структуре массового сознанияшредполагает рассмотрениетаких его составляющих социальных факторов; как этнос, нация; национальная психология, национальная культура, политика, религия, а также природноклиматические условия. Причем методологический; анализ предполагает пролить свет на то, какова специфика рассмотрения эволюционных процессов в социально-гуманитарном знании зарубежных и отечественных ученых. Сегодня национальное возрождение все чаще рассматривается как. одна из основных черт развития, современного человечества. Наблюдается повсеместный интерес к своим этническим корням как у отдельных людей, 59 информации. Массовое сознание является «хранилищем» совокупного социально-культурного опыта, фактором социальной стабильности. Оно может играть креативную и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества. 3. Массовое сознание — это сознание масс конкретного общества, представляющее собой совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группамиобщества, но не сводимых к ним. По существу в данной трактовке массовое сознание это реальное сознание народных масс, функционирующее в конкретных исторических условиях. Его структура обусловлена уровнем отражения в сознании масс картины мира, общественных условий' существования с учетом исторического, социального, экономического, этнического, политического и культурного опыта развития 4. Массовое сознание, с одной стороны, подвержено ■ влиянию и фундаментальным, инерционным и подвижным факторам развития общества, аг с другой само является наиболее активным и действенным компонентом социума, т.е. массовое сознание обладает’ и определенной степенью самостоятельности. Эта относительная самостоятельность массового сознания открывает возможности для любых социальнополитических акций, в том числе и противоречащих требованиям общественного развития. 5. В структуре массового сознания выделяют элементы, сформированные современностью, а также составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох. Массовое сознание содержит помимо быстроизменяемых компонентов не только устойчивые стереотипы, традиции, которые меняются медленно и постепенно, но и константные, практически неизменяемые, априорные бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета. 6. Менталитет занимает значительную часть структурных элементов массового сознания и чрезвычайно важен в содержательном 82 |