Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 60]

60 С.А.
Левицкого, в то время, как западные народы получили просвещение от Рима, Россия приняла христианство от Византии, где риторика и благолепие часто заслоняли мысль.
Дополнительная причина отставания заключается в кирилло-мефодиевском наследии в том факте, что Библия и благая весть Евангелия были получены не в латинском и греческом
ггереводе, а в македонском наречии болгарского языка, понятного тогда древнерусскому народу [148].
Поскольку, просвещенные россияне не были знакомы с латинским и г реческим языками, то они не могли, как на
Заггаде, усваивать культурное наследие античности.
Как полагают авторы данной работы, такие суждения не соответствуют принципу историзма при анализе общественных явлений.
Прежде всего, история не знает сослагательног о наклонения, и вряд ли научно рассуждать в отношении исторических событий
с позиции «что было бы, если бы...».
Принятие восточног о христианства есть свершившийся исторический факт, с которым надо считаться, как с наличной данностью.
Кроме того,
православие хотя и мощная, но отнюдь не единственная детерминанта особенностей исторического пути России.
Могло ли принятие не православия, а католицизма предотвратить татаро-монгольское нашествие или ослабить влияние неблагоприятных природно-климатических факторов? Если нет, то разговоры о православии как причине отставания России оказываются домыслом, унижающим достоинство российского народа.
Напротив, православие оказало многостороннее благотворное влияние на все стороны жизни российского народа, о чем
мною сказано в отечественной литературе.
Прежде всего, нельзя недооценивать роль православия при создании российской государственности,
ггоскольку это неизбежно ставило вопрос о более тесных контактах с Византией, в том числе религиозных.
Она в тот
ггериод была для Руси наиболее близкой в социально-экономическом и политическом отношении христианской страной.
Принятие православия укрепило международный авторитет древнерусского государства и дало
[стр. 127]

менталитете народа, выдерживающее все изменения и невредимо проходящее через все фазы народной истории.
В религиозной субстанции коренится причина различий и специфических особенностей исторического развития наций и народностей.
Начиная с II .Я.
Чаадаева, не прекращаются попытки негативно оценить значение православия в российской истории, логическим следствием чего выступает утверждение о том, что именно’, православие; стало чуть, ли не главной причиной экономического* и культурного отставания? России; и ее «выпадения» из: лона? «общечеловеческой»цивилизации.
При этом’ обычно в качестве аргумента приводятся тезисы о том; что Русь приняла, христианство из рук.
«дряхлой Византии»1 и что богослужение в? российской церкви ведется на близком к русскому церковнославянском языке.
Например, по мнению G.A.
Левицкого, в то время; как западные* народы , получили; просвещение .
от Рима, Россия приняла христианство от Византии,, где риторика и благолепие, часто* заслоняли, мысль.
Дополнительная* причина отставания заключается в кирилло-мефодиевском наследии в том; факте, чтоБиблия и, благая, весть« Евангелия; были; получены, не в латинском? и греческомпереводе,.

а;.
в македонском наречии болгарского языка, понятного «тогда древнерусскому народу1.

Поскольку, просвещенные россияне не были знакомы с латинским и греческим языками, то * они не могли, как на
Западе; усваивать культурное; наследие античности..
.
Каю полагает автор данной работы, такие суждения не соответствуют принципу историзма; при анализе общественных, явлений; Прежде, всего, история не знает сослагательного наклонения;, и вряд ли; научно рассуждать в отношении исторических событий;с позиции «что было бы, если бы...».
Принятие* восточного христианства есть свершившийся? исторический факт, с которым надо* считаться, как с наличной данностью.
Кроме того,
1 Левицкий G.A.
Очерки по истории русской философии; М.: Канощ 1996; С.
11.
129

[стр.,128]

православие хотя и мощная, но отнюдь не единственная детерминанта особенностей исторического пути России.
Могло ли принятие не православия, а католицизма предотвратить татаро-монгольское нашествие или ослабить влияние неблагоприятных природно-климатических факторов? Если нет, то разговоры о православии как причине отставания России оказываются домыслом, унижающим достоинство российского народа.
Напротив, православие оказало многостороннее благотворное влияние на все стороны жизни российского народа, о чем
много сказано в отечественной литературе.
Прежде всего, нельзя недооценивать роль православия при создании российской государственности,
поскольку это неизбежно ставило вопрос о более тесных контактах с Византией, в том числе религиозных.
Она в тот
период была1 для Руси наиболее близкой в социально-экономическом и политическом отношении христианской страной: Принятие православия укрепило международный авторитет древнерусского государства и дало возможность объединения усилий Киевской Руси и Византии в борьбе с постоянным напором со стороны кочевых племен.
Православное самоопределение связано также с особенностями религиозного мирочувствования славянских племен, составивших в дальнейшем ядро российского народа.
Вероятно, что православие, как никакая другая религия, соответствовала эмоционально-художественному строю менталитета восточнославянских племен.
Несмотря на легендарный в своей основе характер, изложенный в «Повести временных лет», рассказ об «испытании вер» князем Владимиром имеет глубокий символический смысл.
Послы, вернувшиеся после исследования.различных вер; рассказали о красоте греческого богослужения, ангельском пении и сделали вывод, что в православной церкви Бог явно пребывает с людьми.
Пышность и эстетическая театрализованность православного богослужения пленила склонных к эмоционально-художественному видению мира восточных славян.
130

[Back]