61 возможность объединения усилий Киевской Руси и Византии в борьбе с постоянным напором со стороны кочевых племен. Православное самоопределение связано также с особенностями религиозного мирочувствования славянских племен, составивших в дальнейшем ядро российского народа. Вероятно, что православие, как никакая другая религия, соответствовала эмоционально-художественному строю менталитета восточнославянских племен. Несмотря на легендарный в своей основе характер, изложенный в «Повести временных лет», рассказ об «испытании вер» князем Владимиром имеет глубокий символический смысл. Послы, вернувшиеся после исследования различных вер, рассказали о красоте греческого богослужения, ангельском пении и сделали вывод, что в православной церкви Бог явно пребывает с людьми. Пышность и эстетическая театрализованность православного богослужения пленила склонных к эмоционально-художественному видению мира восточных славян. Владимира также поразило, что православие это религия абсолютных оценок, религия Страшного суда и вместе с тем Прощения и Спасения. В данном своем качестве православие наложилось на присущее уже нашим далеким предкам стремление абсолютным ценностям и еще в большей степени обозначало его. Свойственное россиянам образно-символическое восприятие мира, максимализм и стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, целиком, немедленно, одним усилием воли, нашло в православии благоприятную почву. Следовательно, православное самоопределение было историческим выбором в пользу религии, наиболее полно отвечавшей духовным потребностям и ментальным особенностям древнерусских людей. Хотя русский народ принял христианство в варианте, наиболее близком еванг ельским заповедям, следует отметить, что российское православие есть национальная форма христианской религии. Всечеловеческие ценности христианства на российской почве национально окрашиваются, приобретая универсальный, неповторимый характер. Российское православие, как |
православие хотя и мощная, но отнюдь не единственная детерминанта особенностей исторического пути России. Могло ли принятие не православия, а католицизма предотвратить татаро-монгольское нашествие или ослабить влияние неблагоприятных природно-климатических факторов? Если нет, то разговоры о православии как причине отставания России оказываются домыслом, унижающим достоинство российского народа. Напротив, православие оказало многостороннее благотворное влияние на все стороны жизни российского народа, о чем много сказано в отечественной литературе. Прежде всего, нельзя недооценивать роль православия при создании российской государственности, поскольку это неизбежно ставило вопрос о более тесных контактах с Византией, в том числе религиозных. Она в тот период была1 для Руси наиболее близкой в социально-экономическом и политическом отношении христианской страной: Принятие православия укрепило международный авторитет древнерусского государства и дало возможность объединения усилий Киевской Руси и Византии в борьбе с постоянным напором со стороны кочевых племен. Православное самоопределение связано также с особенностями религиозного мирочувствования славянских племен, составивших в дальнейшем ядро российского народа. Вероятно, что православие, как никакая другая религия, соответствовала эмоционально-художественному строю менталитета восточнославянских племен. Несмотря на легендарный в своей основе характер, изложенный в «Повести временных лет», рассказ об «испытании вер» князем Владимиром имеет глубокий символический смысл. Послы, вернувшиеся после исследования.различных вер; рассказали о красоте греческого богослужения, ангельском пении и сделали вывод, что в православной церкви Бог явно пребывает с людьми. Пышность и эстетическая театрализованность православного богослужения пленила склонных к эмоционально-художественному видению мира восточных славян. 130 Владимира также поразило, что православие это религия абсолютных оценок, религия Страшного суда и вместе с тем Прощения и Спасения. В данном своем качестве православие наложилось на присущее уже нашим далеким предкам стремление абсолютным ценностям и еще в большей степени обозначало его. Свойственное россиянам образносимволическое восприятие мира, максимализм и стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, целиком, немедленно, одним усилием;воли; нашло* в православии благоприятную почву.. . Следовательно, православное самоопределение было*историческим выбором в пользу религии; наиболее. . полно отвечавшей духовным потребностям; и ментальным особенностям древнерусских людей? Хотя; русский народ принял христианство в; варианте, наиболее близком евангельским заповедям, следует отметить, что российское православие есть национальная* форма христианской религии: Всечеловеческие ценности христианства, на-российскойшочве национально окрашиваются^ приобретаяуниверсальный, неповторимый характер: Российское православие, как национальнаяформа*; христианства, отличаетсяот православной-веры?в Болгарии, Сербии, Румынии; Греции и других; православных странах. Процесс религиозного синтеза византийского православияи язычества растянулся* в. Древней Руси* на несколько .столетий. Результатом подобного синтеза стало совмещение и переплетение в; российском менталитете разнородных духовнорелигиозных ценностей; христианского и славянско-языческого происхождения1. Из этого симбиоза выросли особенности российской духовной культуры. Пожалуй, одним из самых ярких образцов духовного синкретизма российской культуры являются; литературные образы Н.В'. Гоголя. Начиная от «Вечеров-на хуторе, близ Диканьки» и вплоть-до «Мертвых душ»,, его литературные герои раздваиваются; на ночную и дневную ипостаси человеческой души. В том же ряду стоит устное 1 Митропопит Кирилл. Указ. соч. С. 10. 131 |