Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 62]

62 национальная форма христианства, отличается от православной веры в Болгарии, Сербии, Румынии, Греции и других православных странах.
Процесс религиозного синтеза византийского православия и язычества растянулся в Древней Руси на несколько столетий.
Результатом подобного синтеза стало совмещение и переплетение в российском менталитете разнородных духовно-религиозных ценностей христианского и славянскоязыческого происхождения
[150].
Из этого симбиоза выросли особенности российской духовной культуры.
Пожалуй, одним из самых ярких образцов духовного синкретизма российской культуры являются литературные образы Н.В.
Гоголя.
Начиная от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и вплоть до «Мертвых душ», его литературные герои раздваиваются на ночную и дневную ипостаси человеческой души.
В том же ряду стоит устное
народное творчество.
Сказки, былины, пословицы и поговорки русского народа буквально пропитаны духом синкретизма христианства и язычества.
Герои русских сказок, помолившись святому образу, то есть приобщившись к христианству, вступают в непосредственные личные контакты с языческими: Лешими, Бабой-Ягой, Кощеем бессмертным.
Языческая сторона религиозной веры, во многом определявшая стихийность и иррационализм народного менталитета, прослеживается в мистическом отношении к природе и быту, который включал земледельческий труд, семейно-брачные отношения,
сон, еду и иные стороны повседневной жизни.
Каждая природная стихия (земля, ветер, огонь, вода), а также животные, насекомые, деревья наделялись духовными свойствами и воспринимались как нечто личное и живое.
Каждая вещь имеет своих двойников в виде домовых,
нолевых, кикимор, русалок, сарайников, ведьм и тому подобное.
Так, домовой излюбленный персонаж русского фольклора принимает разные виды, требует от человека пищи, плачет или смеется, бывает добрым и злым, скачет на лошади, мучает
но ночам людей.
Языческие корни имели также многие народные праздники, пляски, прыганья через костры, завивания венков, катание на лошадях во время
[стр. 129]

Владимира также поразило, что православие это религия абсолютных оценок, религия Страшного суда и вместе с тем Прощения и Спасения.
В данном своем качестве православие наложилось на присущее уже нашим далеким предкам стремление абсолютным ценностям и еще в большей степени обозначало его.
Свойственное россиянам образносимволическое восприятие мира, максимализм и стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, целиком, немедленно, одним усилием;воли; нашло* в православии благоприятную почву..
.
Следовательно, православное самоопределение было*историческим выбором в пользу религии; наиболее.
.
полно отвечавшей духовным потребностям; и ментальным особенностям древнерусских людей? Хотя; русский народ принял христианство в; варианте, наиболее близком евангельским заповедям, следует отметить, что российское православие есть национальная* форма христианской религии: Всечеловеческие ценности христианства, на-российскойшочве национально окрашиваются^ приобретаяуниверсальный, неповторимый характер: Российское православие, как национальнаяформа*; христианства, отличаетсяот православной-веры?в Болгарии, Сербии, Румынии; Греции и других; православных странах.
Процесс религиозного синтеза византийского православияи язычества растянулся* в.
Древней Руси* на несколько .столетий.
Результатом подобного синтеза стало совмещение и переплетение в; российском менталитете разнородных духовнорелигиозных ценностей; христианского и славянско-языческого происхождения1.

Из этого симбиоза выросли особенности российской духовной культуры.
Пожалуй, одним из самых ярких образцов духовного синкретизма российской культуры являются; литературные образы Н.В'.
Гоголя.
Начиная от «Вечеров-на хуторе, близ Диканьки» и вплоть-до «Мертвых душ»,, его литературные герои раздваиваются; на ночную и дневную ипостаси человеческой души.
В том же ряду стоит устное
1 Митропопит Кирилл.
Указ.
соч.
С.
10.
131

[стр.,130]

народное творчество.
Сказки, былины, пословицы и поговорки русского народа буквально пропитаны духом синкретизма христианства и язычества.
Герои русских сказок, помолившись святому образу, то есть приобщившись к христианству, вступают в непосредственные личные контакты с языческими: Лешими, Бабой-Ягой, Кощеем бессмертным.
Языческая сторона религиозной веры, во многом определявшая^ стихийность и иррационализм народного менталитета, прослеживается в мистическом отношении к природе ибыту, который^ включал земледельческий труд, семейно-брачные отношения,
сощ еду и иные стороны, повседневной жизни.
Каждая природная стихия(земля, ветер;, огонь, вода), а также животные, насекомые, деревья наделялись духовными свойствами, и воспринимались как нечто личное и живое.
Каждая вещь имеет своих двойников в виде домовых,
полевых, кикимор, русалок, сарайников, ведьм и тому подобное.
Так, домовой — излюбленный' персонаж русского фольклора-, — принимает разные виды, требует от человека пищи, плачет или смеется, бывает добрым и, злым,скачет на лошади, мучает
по ночам людей: Языческие корни имели также многие народные праздники,, пляски, прыганья через костры, завивания' венков; катание* на лошадях во* время масленицы.
Для российского человека духи дома, леса, воды, земли выступали как личные живые существа;, с которыми* он вступал в повседневный^ «контакт».
Они представлялись ему не только злыми, и темными, но добрыми и светлыми.
Тем не менее, несмотря на наличие в российском^ менталитете языческих корней, приоритет в.
ней принадлежит христианским духовным ценностям.
Это утверждение наглядно демонстрируется глубоким влиянием православного культа на формирование менталитета российского народа.
Это обусловлено тем, что одна из великих ценностей христианского Востока заключается в особом внимании к народам и их культурам, дабы слово Божие могло звучать на любом языке.
В j результате 132

[Back]