64 русском языке практически тождественны слова «христианин» и «крестьянин». Вместе с Библией российский народ получил на родном языке богатейшую литературу богословского, естественнонаучного, исторического, повествовательного содержания, фактически адекватную той, которая составляла круг чтения культурного человека в Византии. Книги приобрели на российской земле непререкаемый авторитет, были восприняты как откровение и произвели переворот в массовом сознании. Любовь к книжной мудрости специфическая черта российских святых. На многих иконах, изображающих святых, у них в руках книга. Поэтому бессознательное почтение перед книжной мудростью входило в ментальный строй российского народа. В силу этого и современный россиянин легко поддается воздействию средств массовой информации благодаря укорененному в народной душе почтительному и доверчивому отношению к словесной мудрости. С древнейших времён изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Иконы стали вершиной не только церковного искусства, они пополнили сокровищницу мировой культуры. Икона это целый мир, объединяющий православные народы. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала явлением в культуре каждой из стран. В иконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями, уходящие в глубину веков. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись объединяющим началом, поддерживающим стремление народа отстоять своё национальное самосознание, язык, культуру. Благодаря православию российский народ проникся всечеловеческими христианскими ценностями, сохранив при этом самобытность и национальное своеобразие своего менталитета. И здесь важно отметить, что |
«откровение возвещается адекватно и становится полностью понятным, поскольку Христос говорит языком разных народов, которые могут читать Священное писание и совершать богослужение на своем языке, употребляя свойственные им выражения»1. В эпоху роста национального самосознания необходима глубокая укорененность христианства в национальных культурах, и православие дает такую возможность, проповедуя всечеловеческиеценности Божественного откровения^ на национальных языках. Следует учитывать, что Библия была переведена на близкий’! россиянам язык гораздо раньше, чем это; сделал Лютер для немцев. Поэтому изначально христианский дух № христианские образы входили в качестве архетипов. в менталитет российского народа не только на сознательном, но и бессознательном уровне. Кроме того, надо учесть, что Кирилл и* Мефодий, составившие славянскую азбуку, были и проповедниками1 христианства и именнов. этом видели необходимость грамоты* как средства-достижения смысла божьего учения?. Во многом именно внутренней христианизацией структуры старого русского языка, и мышления объясняется? специфика религиозности, российского народа. Внутренняя; христианизация, и оцерковление русского языка преобразили саму душу народа. Недаром*, в. русском языке практически тождественны слова «христианин» и «крестьянин». Вместе с Библией, российский народ получил на родномязыке богатейшую литературу богословского; естественнонаучного; исторического, повествовательного; содержания; фактически адекватную той, которая составляла круг чтения культурного человека в Византии. Книги приобрели на российской земле непререкаемый авторитет, были, восприняты как откровение и произвели переворот в массовом сознании. 1 Иоанн Павел II. Апостольское послание «Свет Востока»//Вопросы философии. -1996. -№4.-С. 52. 2 Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003. С. 74. 133 Любовь к книжной мудрости специфическая черта российских святых. На многих иконах, изображающих святых, у них в руках книга. Поэтому бессознательное почтение перед книжной мудростью входило в ментальный строй российского народа. В силу этого и современный россиянин легко поддается воздействию средств массовой информации благодаря укорененному в народной душе почтительному и доверчивому отношению к словесной мудрости. С древнейших времён изображения? Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов-, и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Иконы стали вершиной не только церковного искусства, они пополнили сокровищницу мировой культуры. Икона* это целый мир, объединяющий православные народы. Развиваясь в* разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала явлением в культуре каждой из стран. Виконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями! уходящие в глубину веков: На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись объединяющим началом, поддерживающим стремление, народа отстоять своё национальное самосознание; язык, культуру. Благодаря православию российский народ проникся всечеловеческими христианскими ценностями, сохранивпри' этом самобытность и национальное своеобразие своего менталитета. И здесь важно отметить, что восточное христианство, по сравнению с западными, особое внимание обращает на светлые чувства верующих при восприятии учения Христа. Если на Западе основное внимание в религиозном культе уделяется страданиям и страстям Христовым, то на православном Востоке более сильный акцент делается на идею Воскресения. Православие не организовывало инквизиций, как организовывали ее и католицизм, и протестантство; православие никогда не жгло ведьм и еретиков; всякие попытки протащить это великое изобретение западноевропейской 134 |