Проверяемый текст
Ореховская Наталья Анатольевна. Эволюция массового сознания россиян (Диссертация 2011)
[стр. 65]

65 восточное христианство, по сравнению с западными, особое внимание обращает на светлые чувства верующих при восприятии учения Христа.
Если на Западе основное внимание в религиозном культе уделяется страданиям и страстям Христовым, то на православном Востоке более сильный акцент делается на идею Воскресения.
Православие не организовывало инквизиций, как организовывали ее и католицизм, и протестантство; православие никогда не жгло ведьм и еретиков; всякие попытки протащить это великое изобретение западноевропейской
культуры немедленно встречались самыми резкими протестами со стороны русского церковного мира [152].
Для российского народа характерен дар христианской покорности, смирения личности перед коллективом.
Но оборотной стороной этого дара,
но мнению Н.А.
Бердяева, является то, что «русская душа мятежная, ищущая, странническая...
никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным_»
[143].
Значительное влияние на формирование ментальных свойств российского народа оказала также специфика обрядовой стороны православной религиозной жизни.
Православие отличается исключительно высокой оценкой важности соблюдения обряда в пробуждении религиозных чувств верующих.
Религиозная обрядность является духовным лекарством, излечивающим российскую душу.
Молитвы, церковное пение, горящие лампады и свечи, прекрасные иконы и фрески представляют собой священнодействия, обладающие для верующих сверхъестественной магической силой.
Поэтому православная церковь с консервативным упорством держалась за обряд и не позволяла менять в нем ни одной формулы, так
как спасительны именно старые формулы, а будут ли обладать такой спасительной силой новые далеко не ясно.
Православный консерватизм как нельзя лучше соответствовал потребностям сохранения ментальных ценностей традиционного
но своей сути российского общества.
Ядром российского обрядоверия является православное богослужение, которое
но своему эмоциональному вдохновению представляет собой
[стр. 132]

Любовь к книжной мудрости специфическая черта российских святых.
На многих иконах, изображающих святых, у них в руках книга.
Поэтому бессознательное почтение перед книжной мудростью входило в ментальный строй российского народа.
В силу этого и современный россиянин легко поддается воздействию средств массовой информации благодаря укорененному в народной душе почтительному и доверчивому отношению к словесной мудрости.
С древнейших времён изображения? Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов-, и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих.
Иконы стали вершиной не только церковного искусства, они пополнили сокровищницу мировой культуры.
Икона* это целый мир, объединяющий православные народы.
Развиваясь в* разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала явлением в культуре каждой из стран.
Виконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями! уходящие в глубину веков: На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись объединяющим началом, поддерживающим стремление, народа отстоять своё национальное самосознание; язык, культуру.
Благодаря православию российский народ проникся всечеловеческими христианскими ценностями, сохранивпри' этом самобытность и национальное своеобразие своего менталитета.
И здесь важно отметить, что восточное христианство, по сравнению с западными, особое внимание обращает на светлые чувства верующих при восприятии учения Христа.
Если на Западе основное внимание в религиозном культе уделяется страданиям и страстям Христовым, то на православном Востоке более сильный акцент делается на идею Воскресения.
Православие не организовывало инквизиций, как организовывали ее и католицизм, и протестантство; православие никогда не жгло ведьм и еретиков; всякие попытки протащить это великое изобретение западноевропейской
134

[стр.,133]

культуры немедленно встречались самыми резкими протестами со стороны русского церковного мира1.
Для российского народа характерен дар христианской покорности, смирения личности перед коллективом.
Но оборотной стороной этого дара,
по мнению Н.;А.
Бердяева, является то, что «русская душа мятежная, ищущая, странническая...
никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным..

.»2.
Значительное влияние на формирование ментальных свойств: российскогонарода^ оказала' также специфика обрядовой1; стороны, православной'религиозной; жизни.
Православие отличается исключительно высокой» оценкой важности соблюдения обряда в пробуждении религиозных чувств верующих.
Религиозная обрядность является духовным лекарством, излечивающим российскую душу.
Молитвы, церковное, пение," горящие лампады и свечи, прекрасные иконы и фрески, представляют собой' священнодействия, обладающие для верующих сверхъестественной; магической силой.
Поэтому православная< церковь, с консервативным упорством* держалась, за обряд и не позволяла, менять в нем ни одной формулы, так
каю спасительны, именно старые формулы,, а будут ли, обладать1, такой1 спасительной силой новые далеко, не ясно.
Православный консерватизм как нельзя лучше соответствовал потребностям, сохранения, ментальных ценностей традиционного-по
своей сути российского* общества.
Ядром российского обрядоверия является православное богослужение, которое
по, своему эмоциональному вдохновению представляет собой уникальное: религиозное действо.
Можно; выделить те черты православного богослужения, которые повлияли, как, на особенности 1 Андреева Л.А.
Процесс рехристианизации в секуляризированном российском обществе//Социс.
2008.
№ 8.
G.
68 -69.
2 Бердяев Н.А.
Бунт и покорность в психологии масс//Интеллигенция.
Власть.
Народ.
— М., 1993.-С.
35.
135

[Back]