70 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Сегодня нравственный аргумент должен стать главным в нашем диалоге с обществом, с молодежью... если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала» [157]. Конечно, по данному эксперименту на страницах печати, ТВ, радио идут бурные противостоящие дискуссии ученых, журналистов, учителей, религиозных деятелей, родителей. Если обобщить идеи одной и другой стороны, то они сводятся к следующему: целью обучения является формирование гражданина данной страны, но дети, как предполагается, будут изучать предмет согласно конфессиям православие, ислам, буддизм, иудаизм, что будет способствовать конфессиональному и культурному противостоянию, распаду идентичности по 1ражданству, противостоянию малых в численном отношении нации большой. И еще, история взаимоотношения конфессий имела положительные и отрицательные, мирные и враждебные аспекты. В школьном возрасте разнотолки воспринимаются эмоционально это будет почва для острых конфликтов. Школа из объединительницы может превратиться в свою противоположность, в школе будут учить не гордости быть «гражданином Российской Федерации», а культивировать их конфессиональные особенности. Тогда как на деле на сближение работали и работают другие предметы преподавания: история, литература, общее твознание, наш общий исторический опыт. Социальная практика показывает, что в Турции к титулу «1ражданин Турецкой Республики» законодательно запрещается добавлять вероисповедание и этнические особенности (курд, грек, еврей, армянин и т. д.). Так, Мустафа Кемаль Ататюрк создал турецкую нацию, ныне выходящую на видное место среди мировых технологических лидеров. Также, например, в США и во Франции граждане государства не делятся но вероисповеданию, хотя в Соединенных Штатах 93% населения верующие различных конфессий [158]. |
слоев общества. Чтобы противостоять религиозным деструктивным организациям в школах, планируется ввести новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В 18 регионах России в режиме эксперимента данный предмет включен в программу преподавания. Главной задачей предмета, отмечает Святейший Патриарх Московский и Всея* Руси Кирилл: «Сегодня нравственный аргумент должен стать главным в нашем диалоге с обществом, с молодежью... если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается* в волчью стаю, в банку со скорпионами, и> людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы1 не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала»1. Конечно; по данному эксперименту на страницах печати, ТВ, радио идут бурные противостоящие дискуссии ученых, журналистов, учителей, религиозных деятелей, родителей. Если обобщить идеи, одной и другой стороны, то они сводятся к следующему: целью обучения* является формирование гражданина данной страны, но дети, как предполагается, будут изучать предмет согласно конфессиям — православие, ислам, буддизм, иудаизм, что будет способствовать конфессиональному и культурному противостоянию, распаду идентичности по гражданству, противостоянию малых в численном отношении нации большой. И еще, история взаимоотношения конфессий имела положительные и отрицательные, мирные и враждебные аспекты. В школьном возрасте разнотолки воспринимаются эмоционально это будет почва для острых конфликтов. Школа из объединительницы может превратиться в свою противоположность, в школе будут учить не гордости быть «гражданином Российской Федерации», а культивировать их конфессиональные особенности. Тогда как на деле на сближение работали и работают другие предметы преподавания: история, литература, обществознание, наш общий 1 Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М.: Даниловский благовестник, 2009.-С. 16. 140 исторический опыт. Социальная практика показывает, что в Турции к титулу «гражданин Турецкой Республики» законодательно запрещается добавлять вероисповедание и этнические особенности (курд, грек, еврей, армянин и т. д.). Так, Мустафа Кемаль Ататюрк создал турецкую нацию, ныне выходящую на видное место среди мировых технологических лидеров. Также, например, в США и во Франции граждане государства не делятся по вероисповеданию,’ хотя Bt Соединенных Штатах 93% населения верующие различных конфессий1. Другая позиция в рамках эксперемента гласит о том; что история вероучений — огромная часть человеческой культуры. Кстати, это у нас понимали даже во времена тоталитарного режима. Египетская, греческая; римская мифологии, протестанство; крещение Руси — все это изучалось в школе без всякого намека на религиозную подоплеку. Еслииз мировой культуры изъять религиозную составляющую, останутся' «белые пятна». История, религии, Священное Писание, духовная живопись» и музыка неотъемлемая часть общечеловеческой'культуры. И’хочется, верить, что новый общеобразовательный предмет сумеет объединить детей, рассказав им, чтовсе великие проповедники и Моисей, и Иисус, Hi Мухаммед, и Будда в разных странах и на разных языках учили'людей одному и тому же: терпимости, милосердию и добру. После вышесказанного у автора возникает вопрос:, кто будет вести* новый предмет? В светском государстве, ведь Россия и по Конституции, и по сути страна светская, любой предмет в школе должны вести светские учителя. Историю и культуры религии должны преподавать высокообразованные специалисты, которых еще предстоит подготовить. Но ведь таких профессионалов понадобится десятки тысяч! Кто будет учить учителей? Вопрос решаемый, но со временем. 1 См.: Уткин А., Федотова В. У разделительной черты//Литературная газета. 2010. №6-7.-С. 13. 141 |