95 духовной сущности человека с неким универсальным космическим принципом, наделяющим человека внеземными силами. Согласно геологическому подходу, духовные основы человека нужно искать в его приобщении к универсальной сущности в лице божественной личности (например, Христа), являющейся идеалом и синтезом свойств самого человека. В христианстве спасение человека для его духовного бытия происходит через приобщение к божественной благодати, через веру, через внутреннее преображение человека, принятие им ценностей и установок в направлении духовного, то есть божественного, развития. К теологической традиции восходит и аксиологический подход. Однако здесь личность обретает духовность не в результате приобщения к Богу или космическому высшему порядку, а в результате усвоения ценностей культуры человеческого общества. Здесь считается, что в процессе усвоения ценностей мировой культуры происходит приближение человека к своей универсальной, всесторонней сущности. Такая позиция предполагает синтез аксиологического подхода к пониманию духовных основ личности с когнитивным подходом, т.к. ценности мировой культуры универсальны (это не только нравственные ценности, но и научные, художественные и т.п.) и требуют действий не только установочного, ценностною аппарата человека, но и интеллектуального, когнитивного. В целом синтез аксиологического и когнитивного подходов в понимании духовности позволяет перевести это понятие из религиозного и философского в разряд социально-психологического и социологического. Как таковое, понятие «духовность» можно употреблять при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но при этом возникает вопрос, что в этот мир входит, но каким критериям определять его наличие и развитие. Ведь очевидно, что культура мышления, уровень и качество знаний не исчерпывают содержание понятия духовность, а образование далеко не единственный путь его обретения. |
67 »* * гармонизация отношений людей друг с другом и с природой. К рассмотрению этой проблемы человечество обращалось на протяжении всей своей истории. В научной литературе можно встретить четыре подхода к пониманию духовности: космологический, теологический, аксиологический и когнитивный1. Первые два из них в значительной степени перекликаются, трактуя духовность как универсальное одухотворяющее начало мира, а сущность человека, потенциальные возможности его духа как меру приобщения к этому началу. При этом сторонники космологического подхода стремятся найти связь духовной сущности человека с неким универсальным космическим принципом, наделяющим человека внеземными силами. Согласно теологическому подходу, духовные основы человека нужно искать в его приобщении к универсальной сущности в лице божественной личности (например, Христа), являющейся идеалом и синтезом свойств самого человека. В христианстве спасение человека для его духовного бытия происходит через приобщение к божественной благодати, через веру, через внутреннее преображение человека, принятие им ценностей и установок в направлении духовного, то есть божественного, развития. К теологической традиции восходит и аксиологический подход. Однако здесь личность обретает духовность не в результате приобщения к Богу или космическому высшему порядку, а в результате усвоения ценностей культуры человеческого общества. Здесь считается, что в процессе усвоения ценностей мировой культуры происходит приближение человека к своей универсальной, всесторонней сущности. Такая позиция предполагает синтез аксиологического подхода к пониманию духовных основ личности с когнитивным подходом, т.к. ценности мировой культуры универсальны (это не только нравственные ценности, но и научные, художественные и т.л.) и требуют действий не только установочного, ценностного аппарата человека, но и интеллектуального, когнитивного. В целом синтез аксиологического и когнитивного подходов в понимании Щ 1 См. подробнее: Воронин ГЛ. Социологический анализ духовной составляющей социального взаимодействия: Дис.... докт. социол. наук. Н.Новгород, 2002. С. 19-38. 68 * Ф духовности позволяет перевести это понятие из религиозного и философского в разряд социально-психологического и социологического. Как таковое, понятие «духовность» можно употреблять при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но при этом возникает вопрос, что в этот мир входит, по каким критериям определять его наличие и развитие. Ведь очевидно, что культура мышления, уровень и качество знаний не исчерпывают содержание понятия духовность, а образование далеко не единственный путь его обретения. По мнению Л.П.Буевой, «в культурно-антропологическом контексте введение понятия духовности необходимо при определении не утилитарнопрагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблехМЫ, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого бытия»1. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность может быть светской и религиозной, это две разные, хотя и взаимосвязанные линии духовного развития человека. Было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью. Но соотношение сфер религии и науки определяется тем, что каждая занимает свое место в культурной экологии, имеет свои функции, и они могут не взаимодействовать друг с другом. Однако в светском пространстве человеческого бытия были уничтожены некие «сакральные» зоны, не допускающие цинизма, нигилизма и глумления над тем, что связано или с антропологическими пределами человеческой жизни (священность материнства, отцовства, детства, рождения и смерти, ценность человеческой жизни), или с определенными рамками человеческого духовного образа, с утратой которого индивид не может называться человеком в смысле разумного, духовного, культурного су1 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 4. |