Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 96]

96 По мнению Л.И.
Буевой, «в культурно-антропологическом контексте введение понятия духовности необходимо при определении не утилитарнопрагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого бытия» [162].
Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.
Духовность может быть светской и религиозной, это две разные, хотя и взаимосвязанные линии духовного развития человека.
Было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью.
Но соотношение сфер религии и науки определяется тем, что каждая занимает свое место в культурной экологии, имеет свои функции, и они могут не взаимодействовать друг с другом.
Однако, в светском пространстве человеческого бытия были уничтожены некие «сакральные» зоны, не допускающие цинизма, нигилизма и глумления над тем, что связано или с антропологическими пределами человеческой жизни (священность материнства, отцовства, детства, рождения и смерти, ценность человеческой жизни), или с определенными рамками человеческого духовного образа, с утратой которого индивид не может называться человеком в смысле разумного, духовного, культурного
существа.
Одним из проявлений этого кризиса является «бездуховность» как следствие разрушительных процессов в «культурной экологии».
Выявляется это в неоднократном насильственном разрушении системы высших гуманистических ценностей, определяющих главные цели, идеалы и смысл как общественного,
так и личного бытия, в низкой ценности человеческой личности, ее совести, чести и достоинства.
О состоянии духовности в современном обществе лучше всего можно сказать словами русского философа И.А.
Ильина: «За последние века человечество оскудело внутренним духовным опытом и прилепилось к внешнему чувственному опыту; сначала верхние ученые слои утвердились на
[стр. 68]

68 * Ф духовности позволяет перевести это понятие из религиозного и философского в разряд социально-психологического и социологического.
Как таковое, понятие «духовность» можно употреблять при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности».
Но при этом возникает вопрос, что в этот мир входит, по каким критериям определять его наличие и развитие.
Ведь очевидно, что культура мышления, уровень и качество знаний не исчерпывают содержание понятия духовность, а образование далеко не единственный путь его обретения.
По мнению Л.П.Буевой, «в культурно-антропологическом контексте введение понятия духовности необходимо при определении не утилитарнопрагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблехМЫ, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого бытия»1.
Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.
Духовность может быть светской и религиозной, это две разные, хотя и взаимосвязанные линии духовного развития человека.
Было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью.
Но соотношение сфер религии и науки определяется тем, что каждая занимает свое место в культурной экологии, имеет свои функции, и они могут не взаимодействовать друг с другом.
Однако в светском пространстве человеческого бытия были уничтожены некие «сакральные» зоны, не допускающие цинизма, нигилизма и глумления над тем, что связано или с антропологическими пределами человеческой жизни (священность материнства, отцовства, детства, рождения и смерти, ценность человеческой жизни), или с определенными рамками человеческого духовного образа, с утратой которого индивид не может называться человеком в смысле разумного, духовного, культурного
су1 Буева Л.П.
Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
4.


[стр.,69]

69 в* ч <* т щества.
Одним из проявлений этого кризиса является «бездуховность» как следствие разрушительных процессов в «культурной экологии».
Выявляется это в неоднократном насильственном разрушении системы высших гуманистических ценностей, определяющих главные цели, идеалы и смысл как общественного,
гак и личного бытия, в низкой ценности человеческой личности, ее совести, чести и достоинства.
О состоянии духовности в современном обществе лучше всего можно сказать словами русского философа И.А.Ильина: «За последние века человечество оскудело внутренним духовным опытом и прилепилось к внешнему чувственному опыту; сначала верхние ученые слои утвердились на
том, что самое достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних, материальных вещей...
А потом, так как добытые таким путем сведения о материальной природе совершили огромные технические и хозяйственные перевороты то эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества.
Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и любовью и ожесточилось.
Причины этого процесса глубоки и сложны и заложены в веках; если свести их к единой формуле, то надо было бы сказать: торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом»1.
Последние исследования выявляют озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного общества.
Например, более трети респондентов (35%), отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали2.
(Более высокие показатели были только у варианта «снижение уровня жизни»).
Резко негативно респонденты оценивают и те изменения, которые произошли за последние годы в отношениях между 1 Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
М.: 1993 -Т.
1, С.
336-342 2 См: Седова И.
Морально-нравственные ориентации и социальная активность// Социол.
исслед.
2004.
№8-С.
89.

[Back]