97 том, что самое достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних, материальных вещей... А потом, так как добытые таким путем сведения о материальной природе совершили огромные технические и хозяйственные перевороты то эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества. Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и любовью и ожесточилось. Причины этого процесса глубоки и сложны и заложены в веках; если свести их к единой формуле, то надо было бы сказать: торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом» [163]. Последние исследования выявляют озабоченность и тревожность значительного числа россиян но поводу ослабления моральных устоев современного общества. Например, более трети респонден тов (35%), отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали [164]. (Более высокие показатели были только у варианта «снижение уровня жизни»). Резко негативно респонденты оценивают и те изменения, которые произошли за последние годы в отношениях между людьми и в человеческих качествах. Отмечаются рост агрессивности (91%), цинизма (84%) и, напротив, ослабление таких качеств, как честность, доброжелательность, искренность и бескорыстие (от 82 до 86%) [164]. Если понимать систему ценностей как взаимосвязь и взаимообусловленность различных элементов, в том числе духовности, то утрата последней неизбежно порождает деформацию других ценностей. В частности, изменяется мотивационная структура поведения человека. Коротко это изменение можно описать гак: от ориентации на других к ориентации на себя. Мотивы как таковые это физиологические или психологические факторы, которые приводят в действие и регулируют поступки человека. Когда говорят о мотивах поведения, в основном имеют в виду личностные |
69 в* ч <* т щества. Одним из проявлений этого кризиса является «бездуховность» как следствие разрушительных процессов в «культурной экологии». Выявляется это в неоднократном насильственном разрушении системы высших гуманистических ценностей, определяющих главные цели, идеалы и смысл как общественного, гак и личного бытия, в низкой ценности человеческой личности, ее совести, чести и достоинства. О состоянии духовности в современном обществе лучше всего можно сказать словами русского философа И.А.Ильина: «За последние века человечество оскудело внутренним духовным опытом и прилепилось к внешнему чувственному опыту; сначала верхние ученые слои утвердились на том, что самое достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних, материальных вещей... А потом, так как добытые таким путем сведения о материальной природе совершили огромные технические и хозяйственные перевороты то эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращенность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества. Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и любовью и ожесточилось. Причины этого процесса глубоки и сложны и заложены в веках; если свести их к единой формуле, то надо было бы сказать: торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом»1. Последние исследования выявляют озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного общества. Например, более трети респондентов (35%), отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали2. (Более высокие показатели были только у варианта «снижение уровня жизни»). Резко негативно респонденты оценивают и те изменения, которые произошли за последние годы в отношениях между 1 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: 1993 -Т. 1, С. 336-342 2 См: Седова И. Морально-нравственные ориентации и социальная активность// Социол. исслед. 2004. №8-С. 89. 70 *Г ■и» да людьми и в человеческих качествах. Отмечаются рост агрессивности (91%), цинизма (84%) и, напротив, ослабление таких качеств, как честность, доброжелательность, искренность и бескорыстие (от 82 до 86%)'. Если понимать систему ценностей как взаимосвязь и взаимообусловленность различных элементов, в том числе духовности, то утрата последней неизбежно порождает деформацию других ценностей. В частности, изменяется мотивационная структура поведения человека. Коротко это изменение можно описать так: от ориентации на других к ориентации на себя. Мотивы как таковые это физиологические или психологические факторы, которые приводят в действие и регулируют поступки человека. Когда говорят о мотивах поведения, в основном имеют в виду личностные потребности. Согласно наиболее известной иерархии потребностей А.Маслоу, все потребности, обусловливающие нашу деятельность, можно представить в виде пятиступенчатой пирамиды, где каждый последующий уровень соответствует более «высоким» потребностям. На наш взгляд, главной потребностью и целью сегодня является самоутверждение. Именно оно задается в качестве жизненног о ориентира, пропагандируется в средствах массовой информации. В целом, новая социокультурная среда предъявляет к человеку такие требования: способность к повышенной конкурентности и состязательности; повышенная самостоятельность, готовность рассчитывать только на себя; постановка во главу угла личного. Многие очень хорошо усвоили и приняли к действию принцип безусловного примата личного над общественным, поставив во главу угла индивидуальные интересы. Однако этот принцип, не подкрепленный моральными нормами и нравственной ответственностью, уже сейчас привел к такому массовому эгоизму, что в будущем это грозит социальной катастрофой. В частности, значительно возрос уровень притязаний у большинства граждан. При этом идеологическая направленность сегодня такова, что именно наличие у индивида матери1 1 См: Седова И. Указ. сом. |