Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 98]

98 потребности.
Согласно наиболее известной иерархии потребностей А.
Маслоу, все потребности, обусловливающие нашу деятельность, можно представить в виде пятиступенчатой пирамиды, где каждый последующий уровень соответствует более «высоким» потребностям.
На наш взгляд, главной потребностью и целью сегодня является самоутверждение.
Именно оно задается в качестве жизненного ориентира, пропагандируется в средствах массовой информации.
В целом, новая социокультурная среда предъявляет к человеку такие требования: — способность к повышенной конкурентности и состязательности; — повышенная самостоятельность, готовность рассчитывать только на себя; — постановка во главу угла личного.
Многие очень хорошо усвоили и приняли к действию принцип безусловного примата личного над общественным, поставив во главу угла индивидуальные интересы.
Однако этот принцип, не подкрепленный моральными нормами и нравственной ответственностью, уже сейчас привел к такому массовому эгоизму, что в будущем это грозит социальной катастрофой.
В частности, значительно возрос уровень притязаний у большинства граждан.
При этом идеологическая направленность сегодня такова, что именно наличие у индивида
материальных ценностей прочно ассоциируется с понятием «достойный, успешный человек».
И чем менее зрелой является личность, тем сильнее в ее сознании закреплена эта ассоциация.
Однако, поскольку реально у большинства мало шансов добиться желаемого, неизбежно появляются фрустрация, недовольство собой и чувство раздражения на других людей, мир как таковой.
Чтобы этого не происходило, необходимо более реально конструировать собственные цели и правильно определять способы их достижения.
Смысл жизни объективизируется в жизненном пути человека.
Именно в данном понятии отражается активная роль человека в своей собственной судьбе.
«В соответствии со способами жизненного пути выделяют несколько
[стр. 70]

70 *Г ■и» да людьми и в человеческих качествах.
Отмечаются рост агрессивности (91%), цинизма (84%) и, напротив, ослабление таких качеств, как честность, доброжелательность, искренность и бескорыстие (от 82 до 86%)'.
Если понимать систему ценностей как взаимосвязь и взаимообусловленность различных элементов, в том числе духовности, то утрата последней неизбежно порождает деформацию других ценностей.
В частности, изменяется мотивационная структура поведения человека.
Коротко это изменение можно описать так: от ориентации на других к ориентации на себя.
Мотивы как таковые это физиологические или психологические факторы, которые приводят в действие и регулируют поступки человека.
Когда говорят о мотивах поведения, в основном имеют в виду личностные потребности.
Согласно наиболее известной иерархии потребностей А.Маслоу, все потребности, обусловливающие нашу деятельность, можно представить в виде пятиступенчатой пирамиды, где каждый последующий уровень соответствует более «высоким» потребностям.
На наш взгляд, главной потребностью и целью сегодня является самоутверждение.
Именно оно задается в качестве жизненног о ориентира, пропагандируется в средствах массовой информации.
В целом, новая социокультурная среда предъявляет к человеку такие требования: способность к повышенной конкурентности и состязательности; повышенная самостоятельность, готовность рассчитывать только на себя; постановка во главу угла личного.
Многие очень хорошо усвоили и приняли к действию принцип безусловного примата личного над общественным, поставив во главу угла индивидуальные интересы.
Однако этот принцип, не подкрепленный моральными нормами и нравственной ответственностью, уже сейчас привел к такому массовому эгоизму, что в будущем это грозит социальной катастрофой.
В частности, значительно возрос уровень притязаний у большинства граждан.
При этом идеологическая направленность сегодня такова, что именно наличие у индивида
матери1 1 См: Седова И.
Указ.
сом.


[стр.,71]

71 * т альных ценностей прочно ассоциируется с понятием «достойный, успешный человек».
И чем менее зрелой является личность, тем сильнее в ее сознании закреплена эта ассоциация.
Однако, поскольку реально у большинства мало шансов добиться желаемого, неизбежно появляются фрустрация, недовольство собой и чувство раздражения на других людей, мир как таковой.
Чтобы этого не происходило, необходимо более реально конструировать собственные цели и правильно определять способы их достижения.
Смысл жизни объективизируется в жизненном пути человека.
Именно в данном понятии отражается активная роль человека в своей собственной судьбе.
«В соответствии со способами жизненного пути выделяют несколько
форм существования человека, которые и позволяют выявить жизненные смыслы людей, живущих в соответствии с ним.
Было выделено три таких формы: обладания, социальных достижений и служения»1.
Сущностной природе человека соответствует служение, когда основным жизненным ориентиром является любовь в отношении других людей, что позволяет человеку выходить за пределы своих наличных возможностей.
При направленности на социальные достижения основным отношением к жизни является соперничество, что обусловливает повышенную тревожность, неуверенность в себе.
При ориентации на обладание другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей.
Таким образом, именно в рамках служения о человеке можно говорить как об индивидуальности, не зависящей от обстоятельств, а творящей свой жизненный мир.
Здесь жизнь является творчеством.
Деятельность, совершаемая ради другого, придает смысл существованию человека, связывая его с миром и позволяя хотя бы отчасти преодолеть конечность земного бытия, «продолжить» себя в другом.
Личность категория моральная, она подчинена нормам, принятым в данном обществе.
Индивидуальность человека духовна, и это определяет ее как нравственную категорию, она ориентирована на самостоятельное принятие решений, абсолютные принципы и ценности.
Только духовность может указать ‘ Фонарев А.
Нахождение смысла жизни в условиях социальной нестабильности // Психологопедагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни.
М.: 1997 г.

[Back]