Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 99]

99 форм существования человека, которые и позволяют выявить жизненные смыслы людей, живущих в соответствии с ним.
Было выделено три таких формы: обладания, социальных достижений и служения»
[165].
Сущностной природе человека соответствует служение, когда основным жизненным ориентиром является любовь в отношении других людей, что позволяет человеку выходить за пределы своих наличных возможностей.
При направленности на социальные достижения основным отношением к жизни является соперничество, что обусловливает повышенную тревожность, неуверенность в себе.
При ориентации на обладание другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей.
Таким образом, именно в рамках служения о человеке можно говорить как об индивидуальности, не зависящей от обстоятельств, а творящей свой жизненный мир.
Здесь жизнь является творчеством.
Деятельность, совершаемая ради другого, придает смысл существованию человека, связывая его с миром и позволяя хотя бы отчасти преодолеть конечность
земною бытия, «продолжить» себя в другом.
Личность — категория моральная, она подчинена нормам, принятым в данном обществе.
Индивидуальность человека духовна, и это определяет ее как нравственную категорию, она ориентирована на самостоятельное принятие решений, абсолютные принципы и ценности.
Только духовность может указать
человеку, что есть подлинное и ценное в жизни.
Духовное бытие существует там, где произошло освобождение как от наличного бытия, так и от своей самости.
Таким образом, смысл жизни может найти только человек, живущий духовной жизнью, в соответствии с нравственным принципом.
Смысл жизни ориентирован на реализацию своего жизненного предназначения.
Однако в современном обществе доминирующей является ориентация на себя, а, соответственно, жизненным смыслом служит обладание.
«Судя по многим признакам, сегодня на наших глазах заканчивается история цивилизации как история спон танного и бескорыстного дарения.
Сцену занимает человек, более
[стр. 71]

71 * т альных ценностей прочно ассоциируется с понятием «достойный, успешный человек».
И чем менее зрелой является личность, тем сильнее в ее сознании закреплена эта ассоциация.
Однако, поскольку реально у большинства мало шансов добиться желаемого, неизбежно появляются фрустрация, недовольство собой и чувство раздражения на других людей, мир как таковой.
Чтобы этого не происходило, необходимо более реально конструировать собственные цели и правильно определять способы их достижения.
Смысл жизни объективизируется в жизненном пути человека.
Именно в данном понятии отражается активная роль человека в своей собственной судьбе.
«В соответствии со способами жизненного пути выделяют несколько форм существования человека, которые и позволяют выявить жизненные смыслы людей, живущих в соответствии с ним.
Было выделено три таких формы: обладания, социальных достижений и служения»1.

Сущностной природе человека соответствует служение, когда основным жизненным ориентиром является любовь в отношении других людей, что позволяет человеку выходить за пределы своих наличных возможностей.
При направленности на социальные достижения основным отношением к жизни является соперничество, что обусловливает повышенную тревожность, неуверенность в себе.
При ориентации на обладание другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей.
Таким образом, именно в рамках служения о человеке можно говорить как об индивидуальности, не зависящей от обстоятельств, а творящей свой жизненный мир.
Здесь жизнь является творчеством.
Деятельность, совершаемая ради другого, придает смысл существованию человека, связывая его с миром и позволяя хотя бы отчасти преодолеть конечность
земного бытия, «продолжить» себя в другом.
Личность категория моральная, она подчинена нормам, принятым в данном обществе.
Индивидуальность человека духовна, и это определяет ее как нравственную категорию, она ориентирована на самостоятельное принятие решений, абсолютные принципы и ценности.
Только духовность может указать
‘ Фонарев А.
Нахождение смысла жизни в условиях социальной нестабильности // Психологопедагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни.
М.: 1997 г.


[стр.,72]

человеку, что есть подлинное и ценное в жизни.
Духовное бытие существует там, где произошло освобождение как от наличного бытия, так и от своей самости.
Таким образом, смысл жизни может найти только человек, живущий духовной жизнью, в соответствии с нравственным принципом.
Смысл жизни ориентирован на реализацию своего жизненного предназначения.
Однако в современном обществе доминирующей является ориентация на себя, а, соответственно, жизненным смыслом служит обладание.
«Судя по многим признакам, сегодня на наших глазах заканчивается история цивилизации как история спонтанного и бескорыстного дарения.
Сцену занимает человек, более
не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено.
Этот новый антропологический тип начисто лишен спонтанности; любую активность и ангажированность, любые свои социальные роли он предваряет вопросом: а что и сколько я буду за это иметь?»1.
В рамках способов самоутверждения, доминирующих сегодня, можно выделить: статусное самоутверждение, когда достижение определенного статуса является наиболее значимым побудительным мотивом; престижное самоутверждение, ориентированное либо на приобретение модных, престижных вещей, либо на материальные ценности как таковые; самоутверждение как самоцель, т.е.
попытка заявить о себе любыми средствами, в том числе эпатажными и деструктивными.
Если же говорить о самореализации, то она, во-первых, является потребностью более высокого уровня (а потому актуализирована далеко не у всех), вовторых, сопряжена с рядом трудностей.
Процесс самореализации, понимаемый как наиболее полное использование возможностей и талантов личности, зависит от двух групп факторов внешних и внутренних.
Под внешними естественно понимать сам социальный заказ на потенциал человека, т.е.
степень его 1 Панарин А.С.
Православная цивилизация в глобальном мире // Москва.
2001.
№ 3-6, 8, 10-12

[Back]