В философско-педагогическом наследии XIX-XX веков патриотическая ’;' идея получает свое дальнейшее развитие. Идеал гражданина был неотделим от идеала человека. Так, например, Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности, обучении и.воспитании молодежи общую роль играет познание истории [26].-у Все, что окружает человека, что, сопутствует ему в жизни: национальность, государственность, культура, история, не только его собственная, но и народа, человечества, прошлое и будущее -все это сконцентрировано в личности. Отсюда следует вывод, что забвение истории забвение самой личности, отказ от истории отказ от самого себя. Это положение выдающегося философа особенно актуально звучит сегодня. Новый этап в развитии данной проблемы связан с рождением новой идеологии, которая оформилась и утвердилась после событий 1917 года. Именно в это время изменяется содержание понятия «патриотизм». На ' смену веками существующего идеала, в первые годы советской власти был выдвинут «коммунистический идеал». Патриотическая идея в этот период была значительно политизирована. Изменение идеологии и определение целей политического воспитания нашли свое отражение в работах государственных деятелей (М И.Калинин, Н;К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Своеобразным результатом, отразившим потепление политической жизни'в стране конце 50-60 годов прошлого века, явилась педагогическая теория В.А. Сухомлинского [286]. Идея гражданственности пронизывает творчество этого ученого, который рассматривает ее формирование в неразрывном единстве с духовным становлением личности. Разработанная им система патриотического воспитания (продуманное содержание воспитательной работы, своеобразная методика, продиктованная спецификой возраста учащихся, новые его формы, пути и средства) представляют большую значимость и сегодня. • 59 |
Важным фактором патриотического воспитания является оказание поддержки в развитии различных национально-этнических культур. В многонациональной Республике Татарстан этот фактор имеет особое значение. В республике действует 102 национально-культурных центров, в том числе: татарских 34, русских 31, чувашских 24, финно-угорских 13. В настоящее время в городе Казани действуют 22 национальнокультурных общества. В них представлены, кроме русских и татар, народы Поволжья чуваши, марийцы, башкиры, а также народы бывшего СССР евреи, казахи, украинцы, армяне, азербайджанцы, крымские татары, ассирийцы и немцы. Большинство национальных культурных обществ вошло в Ассоциацию национально —культурных обществ (АНКО). Опора на традиционную народную культуру обеспечивает, прежде всего, такое социальное явление как преемственность поколений. Она начинается с того момента, когда ребенок знакомится со своей родословной, что ведет к необходимости изучения и знания истории своего народа, страны. Философы разных эпох подчеркивали важность знания истории для развития личности. Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности особую роль играет знание всего того, что его окружает, что сопутствует ему в жизни: национальность, государственность, культура, история. На основе данного утверждения он делает вывод: «...забвение истории забвение самой личности, отказ от истории отказ от самого себя. Знание о жизни своих предков важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней, гордился ими. В народе отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которое лишили корней» [21, 56]. Воспитание гражданина страны начинается с любви к своей малой Родине, со знания истории и традиций своего народа. Именно эти цели ставили перед собой ребята из общественной организации «Сэлэт». Проведение фестивалей и конкурсов, организация профильных лагерей, 97 |