становится открытой воспитательной системой, которая призвана создавать условия, обеспечивающие: реализацию права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов и с целью содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; оказание помощи ребенку, прежде всего, в духовно-нравственном его становлении, в разрешении его жизненных проблем; поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, что означает решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания; развитие, творческий потенциал, стимулирование устойчивых просоциальных интересов и склонностей детей; включение воспитанников в контекст национальной и мировой культуры как среды, являющейся источником интеллектуального, духовного и нравственного развития ребенка; приоритетность семейного воспитания, признание в родителях главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей; существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания; включенность личности воспитанника в значимую для нее деятельность. Результатом выполнения второго шага должны стать: устойчивый образ целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития; четкое представление относительно этапов и главных направлений развития воспитательной системы школы; |
Проведенная рефлексия целостного опыта воспитательной системы мужского педагогического лицея позволяет заключить, что проектирование модели инновационной школы необходимо начинать с разработки проекта целостной воспитательной системы, в котором определяются условия для: реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов и с целью содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; оказания помощи ребенку, прежде всего в духовно-нравственном его становлении, в разрешении его жизненных проблем; поддержки индивидуальности и самобытности ребенка, что означает решительный отказ от “валового”, мероприятийного подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания; развития субъективных свойств, творческого потенциала, поддержки самобытных черт характера ребенка — главной заботы воспитателя; включения воспитанников в контекст национальной и мировой культуры как среды, являющейся источником интеллектуального, духовного и нравственного развития ребенка; педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей; развития педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания, при которых личность воспитанника будет включена в значимую для нее деятельность. Наш опыт показывает, что руководителям школ при переходе в инновационный режим, в первую очередь, необходимо сосредоточить внимание на личности ребенка и родителей как равноправных субъектов инновационного процесса школы. Технологично это можно представить следующим образом. 297 |