детства как самостоятельного периода в жизни человека и в соответствии с этим вооружала бы его практико-ориентированной технологией решения данных задач. Анализ педагогических исследований и практики современной школы показал, что решение задач гуманистического воспитания невозможно без становления гуманистического сознания коллективного субъекта школы, учащихся, родителей, др. лиц, но в первую очередь педагога. История образования свидетельствует, отмечает Е.В. Бондаревская, что как только воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным и возникает кризис воспитания, ибо кризис это такое его состояние, когда воспитание теряет ценность и, следовательно, выпадает из разряда смыслообразующих факторов. Кризис воспитания в современном обществе состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Преодоление противоречий воспитания в целом, и противоречий гуманизации воспитания в частности, видятся нам, прежде всего, в организации такой школы и в создании такой воспитательной системы, где были бы созданы все условия для организации воспитательного процесса как процесса становления личностного образа ребенка, поиска им индивидуального пути своего развития, ценностей и смыслов жизни, овладения технологиями саморазвития и жизнетворчества, культурного самостроительства собственной личности. В связи с этим, подчеркивает Е.В. Бондаревская, фундаментальной задачей педагогики, как теоретической, так и практической, является возрождение смыслообразующей роли воспитания в жизни человека и российского общества. Современная педагогическая наука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новой теории и методики воспитания. Наиболее полное развитие получили проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), |
этап гуманизации общества в целом и воспитания, в частности. Впервые в 1988 году на съезде работников народного образования были сформулированы противоречия современной школы: отчуждение человека от человека, человека от культуры, производства от человека, нестабильность развития общества, человека и несоответствие новому пониманию старой парадигмы представлений мировосприятия, мироощущения, миропонимания. Современная педагогическая наука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новой теории и методики воспитания. Наиболее полное развитие получили проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А.Караковский [60], Л.И.Новикова [36], Н.Л.Селиванова [146]), роль культуры в гуманизации воспитания (Б.С.Гершунский [47], Т.Н.Мальковская [107], А.В.Мудрик [116], В.Д.Семенов [147],Щуркова Н.Е. [192]), гуманизация отношений в воспитательном процессе (А.Ф.Ахматов [12], А.А.Бодалёв[25],), свободное творческое развитие детей ( М.В.Богуславский [24], О.С.Газман [46], Г.Б.Корнетов [86]). Но прежде следует отметить, что разрешение данных противоречий не рассматривается как их устранение. Разрешение видится нам как решение педагогических задач, как возможность для воспроизведения новых противоречий и разрешения их на более высоком уровне воспитательного процесса. Среди них с точки зрения Поташника М.М., Лазарева В.С, Рябковой Н.Г. [164,165] с учетом современных тенденций в обществе и развивающихся образовательных учреждений особо следует выделить следующие: I. Социально-педагогические и психологические противоречия, которые включают в себя: противоречие между потребностью современной школы в гуманизации системы отношений и неспособностью педагогов школы в её осуществлении; противоречие между необходимостью современной школы в открытости её системы воспитания и неподготовленностью внешкольного социального пространства к взаимодействию со школой; противоречия между провозглашением ценностей и реальным их воплощением в общественной жизни нравственных ценностей. Решение этих задач в современной школе невозможно без становления гуманистического сознания у участников педагогического процесса. (К.М.Аргеткина [7],Ш.А.Амонашвили [2], Ю.А.болков [32], Н.Л.Селиванова [146]). Преодоление перечисленных выше противоречий воспитания в целом, и противоречий гуманизации воспитания, в частности, возможно путем создания такой воспитательной системы, где были бы созданы все условия для всестороннего развития детей, в наполнении детства счастливым и гуманным содержанием. Раскрыть сущность процесса разрешения противоречий воспитания в современной школе это значит увидеть его целостность как комплекс динамичных элементов, сторон, свойств, находящихся в постоянном движении. Для разрешения противоречия между социальными ожиданиями повышения воспитательного потенциала школы и реальной школьной практикой, определение социально и личностно значимых целей и задач школьного воспитания, необходима более глубокая разработка педагогической наукой и практикой проблемы управления развитием воспитательной системы школы. Разработка концепции школы и технологии управления развитием воспитательной системы требует определения методологических подходов к организации опытно экспериментальной работы и конкретизации их применительно к исследуемой проблеме. В качестве основных методологических подходов используются системно-деятельностный, синергетический, отношенческий, личностноориентированный, диалогический и культурологический подходы. Складывающиеся в образовательных учреждениях воспитательные системы в настоящее время не обеспечивают ожидаемой результативности. В частности, нерегулируемые, стихийно складывающиеся воспитательные процессы в образовательных учреждениях не только приводят к снижению уровня воспитанности учащихся, но и к росту бездуховности в школьной среде. Следовательно, эти процессы, как и сама воспитательная система образовательного учреждения, нужда |