школы были обоснованы им как приоритетные. В их числе на первое место # поставлено воспитание нравственности и способностей к творчеству. Цельная системообразующая концепция воспитания личности, основанная на принципах народности, природосообразности, гуманизма и религиозной нравственности, составляет ядро педагогических воззрений Л. Н. Толстого. Идея народности сочетается в ней с идеей свободы. Свободное воспитание, считал он, является необходимым условием истинного духовнонравственного и творческого развития ребенка. Основу русской педагогики Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических традициях народа, языке, религии, вере, нравственном самосовершенствовании личности. 41 Л.Н. Толстой выступил против принуждения в воспитании и образовании и провозгласил принцип новой педагогики — ’’свобода детям”, который стал тезисом общественно-педагогического движения. Кредо Л.Н. Толстого — любовь к ребенку, ’’право свободного развития каждой личности”. Главный принцип в обучении и воспитании свобода. Л.Н. Толстой в своем учении идет от природы ребенка, считая ее первичной, а воспитание и образования вторичным: "Мы так мало умеем понимать и ценить первобытную красоту ребенка, что мы скорее раздуваем, закрепляем кидающиеся нам в глаза неправильности, исправляем, воспитываем ребенка...” Щ [143,с.30]. Уважение человеческого достоинства учащегося и призншше его прав связано педагогом с уважением детской природы. Здесь Л.Н. Толстой придерживается одного из важнейших принципов свободного воспитания — принципа природосообразности. Он выступает против насилия, т.к. оно используется "вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе... Школьники — люди, хотя и маленькие люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие” [143, с. 138]. Однако 0 Л.Н. Толстой считал, что для этого необходимо создать новую образовательную систему, которая бы существовала "не для народа, а из народа”. В качестве ее ценностных основ он выдвигает идею свободы, "право 17 |
роль в педагогике XX века. Он провозгласил принцип новой педагогики — "свобода детям", который стал тезисом общественно-педагогического движения. Кредо Л.Н. Толстого — любовь к ребенку, "право свободного развития каждой личности" (332. т. 17, С.ЗО). Главный принцип в обучении и воспитании свобода. Л.Н. Толстой в своем учении идет от природы ребенка, считая ее первичной, а воспитание и образования вторичным: "Мы так мало умеем понимать и ценить первобытную красоту ребенка, что мы скорее раздуваем, закрепляем кидающиеся нам в глаза неправильности, исправляем, воспитываем ребенка..." (332. т. 17, С. 32). Уважая личность ребенка, педагог опирался на его потребности и интерес к учению. Он был против навязывания знаний вопреки желанию ученика, т.к. такое образование и воспитание лишено смысла и значения. Чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы ребенок учился охотно, нужно, чтобы обучение было понятно и занимательно и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях. Уважение человеческого достоинства учащегося и признание его прав связано педагогом с уважением детской природы. Здесь Л.Н. Толстой придерживается одного из важнейших принципов свободного воспитания — принципа природосообразности. Он выступает против насилия, т.к. оно используется "вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе... Школьники — люди, хотя и маленькие люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие" (333, С. 138). Л.Н. Толстой подчеркивает ведущее значение жизни и общества для школьного образования: "Везде главная часть образования народа приобретается не из школы, а из жизни. Там, где жизнь поучительна, как в Лондоне, Париже и вообще, в больших городах, народ образован; там, где жизнь не поучительна, как в деревнях, народ не образован, несмотря на то, что школы совершенно одинаковы, как тут, так и там" (333, С. 38). Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н.Толстого и Ж.Ж.Руссо, известный ученый педагог, философ С.И. Гессен отмечал: "Известно, что Тол |