Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 19]

письме к В.
Булгакову он пишет: "Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия, и нелепости.
Я просмотрел их и решил, что мне, да и вам, я думаю, будет легче, если я, не стараясь отстаивать прежде сказанное, прямо выскажу то, что я думаю теперь об этих предметах.
Это для меня будет тем легче, что в последнее время эти самые предметы занимают меня.
Во-первых, скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, искусственно.
И воспитание и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно.
И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании” [143, с.
30].
Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н.
Толстого и Ж.Ж.
Руссо, известный ученый, педагог, философ С.И.
Гессен отмечал: "Известно, что Толстой, начав с теории образования, кончил теорией жизни...
Свобода не в "природе", а в "жизни".
Этим отличается свободное
образование Толстого от идеала свободного воспитания Руссо" [53, с.
55].
Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи "свободного воспитания" был К.Н.
Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка.

С помощью любви, по его мнению, педагог должен содействовать развитию индивидуальной человеческой личности.
"Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес"
[35, с.
8 ].
К.Н.
Вентцель, как и другие представители гуманистической педагогики конца XIX — начала XX века, попытался реализовать свои идеи на практике, открыв в 1906 году "Дом свободного ребенка", противопоставив его старой школе.
"Дом свободного ребенка" — это идеальная школа будущего, это не обычное учебное заведение, а общеобразовательно-воспитательное учреждение, где на первый план выдвинуто не учение, а воспитание человека
“имеющее в виду цельную личность человека, причем интеллектуальное
[стр. 111]

стой, начав с теории образования, кончил теорией жизни...
Свобода не в "природе”, а в "жизни".
Этим отличается свободное
образования Толстого от идеала свободного воспитания Руссо" (76.
с.
55).
Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи "свободного воспитания" был К.Н.
Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка,
который должен определить цели, задачи, содержание и методы воспитания, а учитель является лишь составной частью среды, под которой он понимал "совокупность материальных и психических факторов, которые определяют ее /личности/ жизнь, физическое и духовное развитие" (57, с.
453).
Он был против формирования ребенка сообразно определенному идеалу человека.
С помощью любви, по его мнению, педагог должен содействовать развитию индивидуальной человеческой личности.
"Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес"
(57, с.
8).
К.Н.
Вентцель, как и другие представители гуманистической педагогики конца XIX — начала XX века, попытался реализовать свои идеи на практике, открыв в 1906 году "Дом свободного ребенка", противопоставив его старой школе.
"Дом свободного ребенка" — это идеальная школа будущего, это не обычное учебное заведение, а общеобразовательно-воспитательное учреждение, где на первый план выдвинуто не учение, а воспитание человека
как цельной личности.
“Цели этого учреждения близки и понятны ребенку, так как полностью совпадают с его потребностями и прежде всего — потребностями в свободном развитии и деятельностном взаимодействии с другими людьми: ребенок приходит в эту школу, чтобы жить здесь полной жизнью...
для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения со своими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своими знаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы

[Back]