Особенностью российской культурно-педагогической традиции этого периода состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. П.Ф. Каптерев, анализируя данный период развития школьного образования, подчеркивал, что Россия, развиваясь параллельно с западной цивилизацией, не была изолирована от влияния западных идей. Инновационные поиски зарубежной педагогической мысли в области воспитания оказали влияние на Россию, где также появилось несколько «новых школ», следовавших зарубежным образцам. Это школа Е.С. Левицкой в Царском Селе (1900 г.), гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906 г.) и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910 г.). Их появление было вызвано волной либеральных и революционных воззрений, которая прокатилась по всей стране. Именно благодаря поддержке общественно-демократического и педагогического движений, теоретические изыскания в области проблем гуманистической педагогики нашли свое выражение в педагогической практике России конца XIX—начала XX вв. В этих школах значительная роль отводилась воспитателю, т.к. с приходом каждого нового ребенка, он стоит перед трудностью найти новое решение, исходя из принципа индивидуализации. Например, Е.С. Левицкая считала, что задача воспитателя не только изучать ребенка, но и применять к нему в каждом отдельном случае нужную систему воздействия [45]. Еще одним немаловажным моментом, характеризующих учреждения нового типа в России конца XIX—начала XX вв., является создание на их основе системы детских клубов, ориентированных на учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Клубы позволяли развивать личные таланты каждого ученика, помогали ему выделиться, самопроявиться среди своих сверстников, причем правила поведения в таких клубах вырабатывались самими учениками и влияли на улучшение поведения во всей школьной жизни, т.к. было создано ученическое самоуправление. Анализируя воспитательную деятельность новых учебных заведений в России конца XIX -начала XX века, будет целесообразным соотнести их с |
звать литературный, спортивный, библиотечный, музыкальный кружки. Ежемесячные альманахи отражали жизнь училища изнутри, глазами самих воспитанников. К своим традиционным праздникам: — 8-е декабря (открытие), выпускные балы, вечеринки для именинников; — готовились серьезно, все вместе, с активным участием родительского совета. Его сотрудничество с педагогическим коллективом было основано на демократическом принципе, как впрочем и вся работа школы. Такое единодушие объединялось только одним — всеобщей заинтересованностью в положительном результате воспитания, приверженностью всему новому и передовому. Ни намека на централизм, а тем более на абсолютизм, никакого начальства, а вместе с тем непререкаемый авторитет лучших. Как не вспомнить здесь совет К.Д. Ушинского о том, что прочный и основательный характер заведения зависит от основания его достойными и порядочными людьми. Таким образом, в Выборгском восьмиклассном коммерческом училище нашли свое отражение демократические характеристики гуманизма, проявившиеся в коллегиальном принципе принятия решений в дружеской атмосфере и взаимопонимании между педагогами и воспитанниками. Открывающиеся в этот период новые школы разнообразны по своим целевым содержательным и процессуальным характеристикам. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в педагогической практике России конца XIX — начала XX в. поиск нового типа учебного заведения осуществлялся на основе идей русской гуманистической педагогики. Однако Россия не была изолирована от влияния западных идей, развивалась параллельно с западной цивилизацией. П.Ф. Каптерев, анализируя данный период развития школьного образования и влияния на него педагогической науки, подчеркивал, что научно-педагогическая мысль развивалась в неразрывной связи с западноевропейской. Поэтому к началу XX века в педагогической практике России, помимо школ, основанных на русских гуманистических традициях, стали появляться учебные заведения, созданные по образу западных "новых школ”. Выступая в русле мировой гуманистической традиции, российские педагоги пыта |