Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 26]

с.
103].
Во-вторых, эти школы были очень малочисленны и не могли играть # заметной роли в развитии новой русской школы, не оказали они и того влияния на государственную гимназию, которое смогли оказать школы, построенные на русских традициях.
Как ни популярны были
различные западные педагогические теории в России того времени, все-таки идеи о росте национального самосознания и принцип народности занимали большее внимание общественно-педагогической мысли.
Для новых школ России, построенных как воспитательная система гуманистического типа, характерен ряд отличительных черт.
Во-первых, в основу этих школ было положено приоритетное внимание к личности ученика, * его жизни, гигиеническим условиям его жизнедеятельности.
В школах подавались горячие завтраки, проводились игры на свежем воздухе, постоянно проветривались помещения, поддерживалась чистота.
Большое внимание было обращено на преподавание гимнастики, физкультуру и спорт, популярными были экскурсии.

Огромную роль в процессе обучения играли экскурсии, знакомства с краеведческими музеями, заповедниками, геологическими и археологическими раскопками.
Экскурсии сближали учащихся не только между собой, но и с учителями.
Отношения становились более простыми и теплыми в обстановке взаимного обслуживания и пребывания вместе.

Ф Педагогические коллективы этих школ в большинстве своем состояли из лучших представителей русской интеллигенции.
Большинство педагогов преподавали в высших учебных заведениях, являлись участниками общественно-педагогического движения, входили в комиссии и комитеты по содействию реформам образования.

Необходимо отметить приверженность их идеям
"свободного воспитания ”, саморазвития и самовоспитания, интерес к педагогическому наследшо Ж.Ж.
Руссо, И.
Песталоцци, Н.И.
Пирогова, К.Д.
Ушинского, а также к новым веяниям в западной педагогической теории и
9 практике.
Другая особенность "новой школы" ее "общественность".
В это понятие вкладывается тесная связь школы с жизнью, необходимость отклика
26
[стр. 122]

вторых, эти школы были очень малочисленны и не могли играть заметной роли в развитии новой русской школы, не оказали они и того влияния на государственную гимназию, которое смогли оказать школы, построенные на русских традициях.
Как ни популярны были
западные различные педагогические теории в России того времени, все-таки идеи о росте национального самосознания и принцип народности занимали большее внимание общественно-педагогической мысли.
Можно отметить, что "новые школы" в России пытались изменить систему воспитания и образования и в некотором смысле им это удавалось.
Слава об их новациях доходила и до казенных гимназий.
Директора и учителя классических государственных гимназий уже не могли закрывать глаза на процессы, происходившие в педагогической практике, но очень неохотно шли на самые маленькие уступки в гуманизации и демократизации учебновоспитательного процесса.
Что же общего было между частными учебными заведениями нового типа, а что их разъединяло? Во всех школах была упразднена балльная система, расширена программа, введены новые предметы (химия, логика, психология, педагогика), был подобран состав педагогов высокого уровня.
Во главу угла было положено исключительное внимание к личности ученика, к его жизни, гигиеническим условиям.
В школах подавались горячие завтраки, проводились игры на свежем воздухе, постоянно проветривались помещения, поддерживалась чистота.
Большое внимание было обращено на преподавание гимнастики, физкультуру и спорт, популярными были экскурсии.

Методика всех предметов выдвигала преимущественно письменные работы, лабораторные занятия, в старших классах — семинары, полное отсутствие зубрежки текстов.
В старших классах широко пользовались первоисточниками, вообще преподавание велось в уровень с высшей школой.
Огромную роль в процессе усвоения знаний играли экскурсии, знакомства с краеведческими музеями, заповедниками, геологически^ ми станциями и их раскопками, а также с раскопками историческими.
У каждого ученика были, разумеется, более любимые предметы и менее, так же как и пре122

[стр.,123]

подаватели, не все в равной мере умевшие приковывать внимание, но общий колорит школ не допускал загибов и отхода от нормального внимания и дисциплины.
Даже профессиональная направленность многих школ не ставила своей целью загнать выпускника в сельскую школу или на другое трудовое поприще, хотя специализация таких школ типична, а трудовое начало являлось основополагающим принципом воспитания.
Учащиеся, при всей спаянности со школой, выходили свободными от какойлибо ее формулы или нажима на их психику.
Характерной особенностью этих школ можно отметить их воспитательную направленность.
Организация воспитательной работы помогала педагогам сделать школу домом радости для детей, местом, где они могли бы находить отклик на все свои запросы.
Новые школы культивировали идеи свободы и гуманности.
Принципы, на которых должны были строить свою учебновоспитательную работу новые средние школы, были типичны, и можно выделить общую линию: — Это простая и великая истина — школа существует для детей и должна быть приспособлена к психологии ребенка.
Следующий принцип, пришедший на смену системе наказаний и принуждений, — принцип использования авторитета воспитателя и внутренней дисциплины учащихся.
Особенностью новой школы была большая индивидуальная работа с учеником.
Наставник или куратор был в течение ряда лет прикреплен к одному классу, где непременно вел и преподавание.
Методы, используемые педагогами, одухотворялись и дополнялись колоритными и неординарными личностями своих преподавателей.
Здесь применялся прогрессивный принцип от ознакомления к заинтересованности, а от интереса к потребности в прочных и широких знаниях.
Экскурсии сближали учащихся не только между собой, но и с учителями.
Отношения становились более простыми и теплыми в обстановке взаимного обслуживания и пребывания вместе.

Необходимо отметить приверженность их идеям
’’свободного воспитания", саморазвития и самовоспитания, интерес к педагогическому наследию Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, а также к новым веяниям в западной педагогической теории и практике.
Характерная для этих школ

[стр.,124]

простота и демократичность педагогов усиливалась еще более, потому что в дружеской беседе с педагогами, учащиеся получали советы и указания, не только помогавшие учащимся разобраться в настоящий момент, но и имевшие впоследствии большое значение.
Педагогический коллектив явился в этих школах прослойкой лучшей интеллигенции, занимавшей наиболее прогрессивные позиции в мировоззрении, объеме знаний, тонкости восприятия и широте подхода к вопросам об обучении и воспитании.
Большинство педагогов преподавали в высших учебных заведениях, являлись участниками общественно-педагогического движения, входили в комиссии и комитеты по содействию реформам образования.

Особенностью “новой школы" была ее" общественность".
В это понятие вкладывается тесная связь школы с жизнью, необходимость отклика
на те требования, которые ставит перед ней общество, широкая гласность в работе школы, привлечение к участию в ней общественности в лице родителей, развитие в детях общественных чувств и навыков.
Не все в работе учебных заведений нового типа было гладко, однако минусы, имевшие место в их деятельности, носили объективный характер.
К примеру, их недоступность для народа, хотя именно эти школы сделали шаг вперед к всеобщности и народности образования.
И причина неразрешенности этой проблемы кроется лишь в малом количестве этих школ по отношению к казенным.
Снижение успеваемости в некоторых учебных заведениях, вызванное стремление к занимательности, легкости занятий, также можно выделить в отрицательные моменты.
Уровень, формы и содержание указанных школ были отнюдь неодинаковы.
Очень ценны были достижения в смысле приобретения знаний и полноты их в Гимназии Стоюниной, где краеугольным камнем была образовательная часть, тогда как Тенишевское, Выборгское и др.
учебные заведения давали больше в общем развитии ребенка.
На процессы гуманизации и обновления школьного образования активнее всего откликнулись земства, о чем свидетельствует рост земских школ в конце XIX— начале XX в.
Это связано с тем, что движение за обновление школы было

[Back]