поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор. Основу ^ его педагогической системы составляло воспитание личности, осуществляемое через триаду — школа, семья, общественность, которые были тесно взаимосвязаны друг с другом. В.А.Сухомлинский, признавая воспитывающее воздействие коллектива, считал, что в центре внимания должен быть живой человек с его своеобразием, радостями и горестями, т.е. центральное место в воспитательной системе занимает личность ребенка. По его мнению, школа — это то место, где ребенок должен ощущать «счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Вопрос о единстве эмоциональных и познавательных факторов в учебном процессе играл важную роль в » воспитательной системе, созданной В.А.Сухомлинским. В числе решающих факторов, обеспечивающих эффективность педагогической системы, рассматривались личность учителя, которой предъявлялись самые высокие требования, а также категории красоты, творчества, служащие целям воспитания личности. В.А.Сухомлинский считал, что активная творческая деятельность всего педагогического коллектива, царящая в нем атмосфера поиска и исследования —необходимое условие реализации гуманистической направленности труда педагога. Значительное место в воспитательной системе уделялось вопросу организации взаимодействия школьного коллектива и т семьи. В.А.Сухомлинский, опираясь на традиции украинской народной педагогики, стремился соединить воспитательные влияния школы и семьи. Решая задачи гражданского воспитания учащихся, формирования их мировоззрения, особое внимание сосредоточивалось на таких общечеловеческих ценностях, как долг, совесть, добро, свобода, честь и достоинство и др. Особой заслугой В.А. Сухомлинского, на наш взгляд, является то, что он создал в сознании советского учителя образ гуманистической школы, * который затем интенсивно начинает развиваться в 60-80-е годы учителяминоваторами (И.П. Волков, Т.Н. Гончарова И.П. Иванов, Е.И. Ильин, В.А. 44 |
Воспитательная система Ф.Ф.Брюховецкого действовала в школе до середины 70-х годов. Главная её заслуга в том, что в период господства авторитарной школы талантливые педагоги находили пути воспитания молодого поколения в духе демократии и гуманизма. Поэтому опыт Ф.Ф.Брюховецкого имеет непреходящую ценность и сохраняет свою актуальность и в наши дни. С конца 50-х годов в развитии советской школы и педагогики начинается новый этап. Авторитарная школа подвергалась всё большей критике: за отрыв от жизни, за давление на личность ученика и т.д. Активизировались поиски в педагогической науке и школьной практике в области развития познавательной самостоятельности учащихся, их индивидуальных особенностей, воспитания творческой личности. Именно этим требованиям и отвечала воспитательная система В.А.Сухомлинского, которая окончательно сформировалась в конце 50-х —начале 60-х годов основу составляло воспитание личности, осуществляемое через триаду школа, семья, общественность, которые были тесно взаимосвязаны друг с другом. В.А.Сухомлинский, признавая воспитывающее воздействие коллектива, считал, что в центре внимания должен быть живой человек с его своеобразием, радостями и горестями, т.е. центральное место в воспитательной системе занимает категория личности. «Моя педагогическая вера состоит в том, что делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительством самого себя, что бы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. У каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому в этом смысл воспитания» [154]. Важная роль, как объективного фактора воспитания личности, принадлежала школе. По его мнению, школа это то место, где ребёнок должен ощущать ’’счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества"[155]. Вопрос о 36 единстве эмоциональных и познавательных факторов в учебном процессе занимал важную роль в воспитательной системе, созданной В.А.Сухомлинским. В числе решающих факторов, обеспечивающих эффективность педагогической системы, рассматривались личность учителя, к которой предъявлялись самые высокие требования, а также категории красоты, творчества, служащие целям воспитания личности. В.А.Сухомлинский считал, что активная творческая деятельность всего педагогического коллектива, царящая в нем атмосфера поиска и исследования необходимое условие реализации гуманистической направленности труда учителя. Значительное место в воспитательной системе уделялось вопросу организации взаимодействия школьного коллектива и семьи. В.А.Сухомлинский, опираясь на традиции народной педагогики, стремился соединить воспитательные влияния школы и семьи. Решая задачи гражданского воспитания учащихся, формирования их мировоззрения, особое внимание сосредотачивалось на таких общечеловеческих ценностях, как долг, совесть, добро, свобода, честь, достоинство. Идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе В.А.Сухомлинского, затрагивали проблематику педагогических исследований 70-80-х годов, а подходы к этим проблемам легли в основу современной концепции образования. В основе воспитательной системы, созданной И.П.Ивановым в конце 50-х годов XX века, лежит идея "педагогики общей заботы". Основные её принципы следующие: социально-полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, "многоролевой" характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, "педагогика общей заботы" учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как: коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, ситуации образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. «Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость 37 |