Проверяемый текст
Саранов, Алексей Михайлович; Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 46]

основе многолетнего опыта педагогической работы Ш.
А.

Амонаптвили пришел к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода — императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка.
Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору
[5].
Именно гуманистический подход был положен им в созданную новую школу "Школу жизни".
Обращение к деятельности педагогов-новаторов, инновационным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы об инновационных процессах 1980-х годов.
Инновационный поиск был направлен против инерционной школы, школы самодостаточной, закрытого типа, которая реализовала "знаниевую" педагогическую парадигму.
Однако, отмечает Е.В.
Бондаревская, при всех гуманистических декларациях педагогика сотрудничества “очеловечивает” достаточно традиционные ценности формирующей педагогики, модифицируя способы и формы образования, т.е.
не выходит за рамки традиционной педагогической парадигмы
[31].
Разумеется, и педагоги-новаторы и авторские школы в этот период не выходили за рамки традиционной педагогической парадигмы, они пытались ее модифицировать, приспособить под развитие личности ребенка Их заслуга в другом — они будили стремление учительства к инновационному поиск)' по разработке своего видения школы нового, открытого типа, предлагали свои варианты гуманистической воспитательной системы школы, роли и места ученика в ней.
Вот как, например, представляется с точки зрения нижегородских учителей школа нового типа, это школа, где реализуется: Право ученика на уважение к его личности, право на безопасность, право на получение достойных знаний.
Право ученика на интересное обучение, на выбор
предмегов и учителей.
Право на помощь в создании подростковых организаций и право на влияние через них на школьную жизнь.
Право учителей на
[стр. 139]

В.
Л.
Сухомлинский создал на базе Павлышской школы уникальную, авторскую школу, которая изначально была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуальнотворческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.
Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказания, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор.
Этот перечень гуманистических принципов, на которых была основана педагогическая система В.
А.
Сухомлинского, можно было бы и продолжить.
Однако заслуга В.
А.
Сухомлинского состоит в том, что он создал в сознании советского учителя образ гуманистической школы, который затем интенсивно начинает развиваться в 60-80-е годы учителями-новаторами (И.П.
Волков, Т.И.
Гончарова И.П.
Иванов, Е.И.
Ильин, В.А.
Караковский, С.Н.
Лысенкова, Ф.
Шаталов, Ш.
Амонашвили, А.Н.
Тубельский и другие).
Все это побуждало учительство к творчеству, к стремлению обновить свои приемы и способы работы.
Ведь не случайно всплеск их признания, г.е.
когда другие учителя-практики стремились работать на основе их идей, приходится как раз на период торможения реформы 1984 г.
Учителя-новаторы породили "педагогику сотрудничества", свою, особую систему педагогических ценностей, которая отличалась от традиционной, "знаниевой" системы ценностей.
В этот же период Ш.
Амонашвили в практической деятельности демонстрирует возможность реализации идей педагогики сотрудничества.
На основе многолетнего опыта педагогической работы Ш.
А.

Амонашвили пришел к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода — императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка.
Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору


[стр.,140]

(9).
Именно гуманистический подход был положен им в созданную новую школу "Школу жизни".
Обращение к деятельности педагогов-новаторов, инновационным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы об инновационных процессах 1980-х годов.
Инновационный поиск был направлен против инерционной школы, школы самодостаточной, закрытого типа, которая реализовала "знаниевую" педагогическую парадигму.
Однако, отмечает Е.В.
Бондаревская, при всех гуманистических декларациях педагогика сотрудничества “очеловечивает'' достаточно традиционные ценности формирующей педагогики, модифицируя способы и формы образования, т.е.
не выходит за рамки традиционной педагогической парадигмы
(44).
Да, мы согласны с Е.В.
Бондаревской, что и педагоги-новаторы и авторские школы 15этот период не выходили за рамки традиционной педагогической парадигмы, они пытались ее модифицировать, приспособить под развитие личности ребенка.
Их заслуга в другом — они будили стремление учительства к инновационному поиску по разработке своего видения школы нового, открытого типа, предлагали свои варианты
школы, роли и места ученика в ней.
Вот как, например, представляется с точки зрения нижегородских учителей школа нового типа, это школа, где реализуется: Право ученика на уважение к его личности, право на безопасность, право на получение достойных знаний.
Право ученика на интересное обучение, на выбор
предметов и учителей.
Право на помощь в создании подростковых организаций и право на влияние через них на школьную жизнь.
Право учителей на
уважительное отношение к их труду и на достойную его оплату.
Право учителей на возможность реального выбора форм и методов обучения, право на доступность информации, литературы, повышение квалификации, доступность общения.
Право учителей на создание профессиональных творческих объединений и на совместное определение путей развития школы.
Право директора на обладание достойными материальными ресурсами для организации жизнедеятельности школы.
Право родителей на педагогическую компетентность, на понимание ситуации в школе и на организацию форм взаимодействия между ними и школой (Первое сентября.
1995.
30 мая).
Таким

[Back]