Творческий подход к организации совместной деятельности педагогов и ^ воспитанников, сотрудничество, обновление форм и методов воспитательной работы все это гуманизировало учебно-воспитательный процесс в школах, но не меняло самой системы. Единичный авторский опыт не был технологичным и зависел от субъективных, сиюминутных обстоятельств. Необходимость качественных изменений в воспитательных системах была обусловлена множеством факторов. Прежде всего, это преобразования в социально-экономической жизни России. В 1990-х гг. они потребовали переосмысления целей школы, так как ее выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и * экономического факторов. Рост национального самосознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению ее выпускшпсами национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Кризисное состояние экологии и тенденции его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся. Очевидно, что среда, в которой существует школа и которая станет еще более динамично меняться в будущем, не дает ей возможности работать только в режиме функционирования. Инновационный поиск сущностных характеристик воспитательной * системы школы был обусловлен гуманистическим человекоцентрированным подходом к ребенку (с ребенком — к ценностям общества), поиском способов сознательного овладения человеком культурой (Е.В. Бондаревская, О.С. Гребешок, В.И. Данильчук, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, А.П. Тряттицына И др.). Гуманистическая парадигма, пришедшая на смену авторитарной, инициировала интенсивное развитие в педагогической науке личностного подхода в образовании. Все это знаменовало отход педагогики и ^ образовательной практики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и поворот к разработке теории образования как личностноориентированного культуросообразного педагогического процесса, отмечает 54 |
тивных моделей школ “снизу”, исходящие от педагогической практики. Они развивались в новой экономической и социокультурной ситуации в стране, ситуации демократизации, плюрализма в идеологии и общественных отношениях. Кардинальной точкой в изменении идеи образования явилось все более ясное осознание в обществе недостаточности традиционного способа присвоения индивидом культуры. Новый взгляд на образование состоит в поиске способов сознательного овладения человеком культурой (Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.И. Данильчук, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына и др.). В научных исследованиях 90-х годов XX века все настойчивее начала звучать мысль о том, что старое, назидательное и требующее (педагогическое) мышление, тоталитарный и технологический социоориентированный подход к ребенку (с ценностями общества — к ребенку) должны быть заменены новым, понимающим и принимающим (психологическим) мышлением, гуманистическим человекоцентрированным подходом к ребенку (с ребенком — к ценностям общества) (230). В педагогической науке начинает интенсивно развиваться личностно ориентированный подход к образованию. Все это знаменовало отход педагогики и образовательной практики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и поворот к разработке теории образования как личностноориентированного культуросообразного педагогического процесса, отмечает Е.В. Бондаревская . В педагогической практике в результате инновационных поисков накопились эмпирические знания, которые указывали на несостоятельность многих теоретических моментов общепринятой концепции образования. Все это активизировало передовую общественную и научную мысль этого времени к новым педагогическим поискам, разработке новых теоретических воззрений на существо проблем содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Леднев, В.М. Монахов, и др.). В связи с изменениями представлений о личности, которая, кроме социальных качеств, стала наделяться различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., проблема содержании образования приобрела особую ост |