ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализация личности [103]. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что в свете принципа гуманизации важнейшими функциями воспитания в современных условиях являются: приобще*те воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, и на этой основе воспитание духовности и нравственности; социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав человека и др.; создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; оказание помощи ребёнку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме [31]. В педагогической практике эти идеи воплотились в педагогической деятельности С. Курганова и его «школы диалога культур». Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов учебновоагитатсльного процесса является стержневой в учебно-воспитательной системе. В этой системе находят свое воплощение идеи М.М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), идея Л.С. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи B.C. Библера о философской логике культур. Основные положения установки на новый тип образования в школе диалога культур определил B.C. Библер: Во-первых, переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Во-вторых, данная школа предполагает углубленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. В-третьих, весь процесс обучения в школе строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли их исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. В-четвертых, основного содержание школьного курса это освоение тех «точек превращения», в которых одна |
Мы согласны с точкой зрения Е.В.Бондаревской считающей, что в свете принципа гуманизации важнейшими функциями воспитания в современных условиях являются: приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, и на этой основе воспитание духовности и нравственности; социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав человека и др.; создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; оказание помощи ребёнку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме. Данные положения могут служить основой современной концепции воспитания. Такой методологический подход даёт основание рассматривать воспитание как гуманитарную практику, обеспечивающую условия для развития ребёнка как личности и индивидуальности. В современной педагогике сущность воспитания раскрывается на разных уровнях его понимания: как целенаправленного педагогического воздействия на личность, как организации коллективной деятельности, как формирования отношений воспитуемых к различным сторонам действительности, как педагогического сотрудничества и сотворчества с ними в процессе коллективных творческих дел. Сопоставление различных трактовок термина "воспитание” позволило нам выявить основные сущностные признаки этого процесса и сформулировать свой подход к его характеристике: «Воспитание это целенаправленный, природосообразный, творческий процесс взаимодействия педагогов профессионалов и детей, в результате которого происходит духовное, культурное и гуманистическое развитие всех участников данного процесса». Цели, содержание, формы и методы организации этого процесса многообразны, их специфика определяется особенностями воспитательной среды. 22 РОССИЙСКАЯ госудм-.зкилщ библиотека удалось демократизировать процесс обучения, был сформирован учебный коллектив и определена его роль в качестве инструмента личностного развития г учащихся. Основателем "школы диалога культур" является С.Курганов. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов учебновоспитательного процесса является стержневой и оригинальной в учебновоспитательной системе. В этой системе находят своё воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В.Библера о философской логике культур. Основные положения установки на новый тип образования в школе диалога культур определил В.С.Библер [21]: Во-первых, переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Т' Во-вторых, данная школа предполагает углублённое освоение "диапогизма" как основного определения мысли вообще. В-третьих, весь процесс обучения в школе строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развёртывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. В-четвёртых, основное содержание школьного курса это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга. Очень актуальна школа диалога культур в условиях возрастания культурообразующей роли школы. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности, ценности и нормы, способы мышления и творчество. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, имеющие свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском Ч ‘Т учении. 41 |