Проверяемый текст
Чистиков, Александр Николаевич; Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России (Диссертация 2007)
[стр. 169]

кадровую политику должна осуществлять правящая партия.
Своеобразием системы стала не только ее всеохватность, но и то, что право на эту всеохватность принадлежало не государственным, ведомственным или общественным структурам, а политической организации.

Особенностью строительства номенклатурной пирамиды на Курской земле стал факт заметного отставания от общесоветского русла.
На региональном уровне новая система учета вводилась, по-видимому, постепенно.
Об этом свидетельствуют данные архивного документа «Отчет Курского губернского комитета РКП (б) за годы работы 1923 и 1924 г.», из которых мы можем сделать вывод, что упоминания о номенклатуре в Курской губернии в эти годы еще не было.
На наш взгляд, системная, планомерная и четкая работа по номенклатуре была начата в Курской губернии лишь на основании только постановления ЦК ВКП (б), утвержденного 1 марта 1926 года.
Именно с этого года Курский губернский комитет ВКП(б) начал разработку номенклатуры «Должностей губернских, уездных и волостных учреждений, предприятий и организаций, учитываемых и назначаемых Губкомом ВКП(б)».
Построение новой иерархической системы не заканчивалось на губернском или областном уровнях.

В начале 1926 года Курским губернским комитетом большевиков была разработана типовая номенклатура для городских, районных и уездных комитетов.
Вскоре представленные номенклатуры укомов подверглись обработке, им был дан критический обзор достоинств и недостатков и даны указания о их пересоставлении.
С окончанием этой работы должностная пирамида, иерархическая и стратифицированная, приобретала почти законченный вид.

Таким образом, работа по строительству универсальной системы учета ответственных работников была завершена в 1926 г.
В
ее основе лежала унифицированная иерархическая сетка руководящих должностей.
169
[стр. 213]

26 марта 1926 г.
на имя И.М.
Москвина, заведующего орграспредом СЗБ ЦК, поступило письмо от зам.
заведующего Орграспредотделом ЦК ВКГ1(б) Н.
Козлова и зам.
заведующего Учетным подотделом Фарбера.
В нем сообщалось о принципиальных изменениях, которые произошли в учетной работе.
Во-первых, изменялась сама система учета: существовавшее ранее прикрепление ответственных работников к группам и подгруппам упразднялось.
Во-вторых, СЗБ, как и другим местным парткомам, предстояло в течение месяца «разработать свои номенклатуры, установив списки должностей, по которым назначение и смещение работников» производилось разными инстанциями.
Для номенклатуры № 1 такими органами становились пленумы, бюро и секретариаты, для номенклатуры № 2 окружные, уездные, городские, районные комитеты или местные советские, профсоюзные, хозяйственные и другие органы, предварительно согласующие эти перемещения с губкомом и, наконец, для номенклатуры № 3 местные профсоюзные, хозяйственные и другие органы, которые принимали решение самостоятельно с ежемесячным извещением губкома.
Таким образом, ЦК отдал определение конкретных должностей местного уровня местным же органам, хотя при этом регионам надлежало ориентироваться на номенклатуры ЦК, инструкции о формах согласования, вместе с тем учитывая и местные условия.
Кроме того, губкомы были обязаны все должности в губернии, входящие в первую и вторую номенклатуры ЦК, включить в первую губернскую номенклатуру, особо отметив, что это номенклатуры ЦК № 1 и № 2.
Построение новой иерархической системы не заканчивалось на губернском или областном уровнях.

До 1 июня губкомы должны были разработать типовую номенклатуру для городских, районных и уездных комитетов.
С окончанием этой работы должностная пирамида, иерархическая и стратифицированная, приобретала почти законченный вид.

213 65Гимпельсон Е.Г.
Советские управленцы...
С.85-86.


[стр.,228]

категории рабочих-коммунистов, что должно было, по мысли партийной верхушки, улучшить качественную характеристику коммунистической партии, изначально характеризуемой как рабочей.
Этими же способами подкреплялся тезис о том, что рабочие управляют государством.
Осознание важности учета руководящих кадров пришло к правящей партии еще в годы Гражданской войны, однако лишь с 1921 г.
началась реальная реорганизация учетной работы, переход от стихийных, порою вынужденных, методов к планомерности, созданию определенной информационной базы или основы.
В последующие несколько лет ведется активный поиск оптимальных форм учета, с точки зрения большевистского руководства, заинтересованного в осуществлении полного контроля над кадрами во всех сферах государственной и общественной жизни.
Появление в 1923 г.
номенклатурных списков должностей важный, но отнюдь не революционный шаг в этом направлении.
Он логически вытекал из предшествующих документов.
Более существенным было появление не столько самих номенклатур, сколько списка номенклатуры выборных должностей в 1925 г., что фактически уничтожало провозглашенные Конституцией 1924 г.
демократические принципы формирования органов власти и управления.
Работа по строительству системы учета ответственных работников была завершена в 1926 г.
В
результате была создана универсальная и всеохватная система учета кадров, в основе которой лежала унифицированная иерархическая сетка руководящих должностей.
Еще одной важной стороной учетной работы в эти годы было поддержание идеологического постулата об управлении государством представителями рабочего класса, для чего использовались самые различные, порой сомнительные с логической точки зрения доказательства.
228

[стр.,417]

унифицированная иерархическая сетка руководящих должностей.
Своеобразием системы стала не только ее всеохватность, но и то, что право на эту всеохватность принадлежало не государственным, ведомственным или общественным структурам, а политической организации.

Еще одной важной стороной учетной работы в эти годы было поддержание идеологического постулата об управлении государством представителями рабочего класса, для чего использовались самые разные, порой сомнительные с логической точки зрения, доказательства.
С работой по учету неразрывно, как две стороны одной медали, была связана деятельность по распределению ответственных работников.
Сосредоточенная также в руках партийных комитетов она, подобно учетной, к концу 1920-х гг.
характеризовалась всеохватностью.
Помимо этого, при распределении немаловажную роль играла политическая лояльность кандидата.
Анализ регионального материала показывает, что профессиональный опыт и знания также учитывались, но это происходило не всегда.
В отличие от центра на региональном уровне распределением ведали не рядовые чиновники соответствующего отдела, а «первые лица» в партийном комитете.
При этом определяющими формами информации о кандидатах в ответственные работники служили анкеты, автобиографии, справки-рекомендации и иные документы формального характера.
Впрочем, личные знакомства нередко также служили основанием для выбора кандидатуры.
Наличие региональных номенклатур свидетельствовало об известной самостоятельности регионов от центра, но в пределах определенной компетенции, что устанавливалось соответствующими документами.
Таким образом, система распределения ответственных кадров за первые десять с небольшим лет существования Советского государства претерпела заметные изменения, хотя многие ее элементы были 417

[Back]