Проверяемый текст
Чистиков, Александр Николаевич; Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России (Диссертация 2007)
[стр. 84]

2.2.
Номенклатура Курской губернии региональные особенности осуществления кадровой политики Изучение номенклатуры Курской губернии правильнее будет начать с конца 1923 года, так как именно он внес серьезные новшества в региональную систему учета кадров.
Как мы уже отмечали в нашем исследовании, 12 июня 1923 года Оргбюро закрепило порядок утверждения номенклатур № 1 и № 2.
В первом случае назначаемый, вне зависимости от того, был он коммунистом или беспартийным, утверждался постановлением ЦК, во втором кандидатура обязательно согласовывалась с Орграспредом ЦК.
А сами списки были утверждены постановлением Оргбюро ЦК 12 ноября.
В номенклатуру (т.е.
список) № 1 были включены 3500 должностей, на которые назначения производились ЦК РКП(б), в номенклатуру № 2 * 1500 должностей, на которые назначали сами ведомства, предварительно уведомив об этом ЦК и согласовав эти назначения с его Учетнораспределительным отделом.
Хотя родоначальниками номенклатуры стали партийные органы, она, как справедливо отмечает Е.Г.
Гимпельсон, лишь формально создавалась как внутрипартийная, фактически она была и государственной, «это две стороны единого
процесса»1.
В справедливости этого утверждения позволяет убедиться приводимый Гимпельсоном список органов, в которых формировались обе номенклатурные группы: ВЦИК, ВЦСПС, важнейшие наркоматы, органы ВСНХ, административные органы.
Новая система учета вводилась, по-видимому, постепенно.

Об этом свидетельствуют данные конца 1923 1924 годов.
К подобному выводу мы пришли, изучив архивный документ «Отчет.
Курского губернского 1 Гимпельсон Е Г Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР) М.2001 С 80
[стр. 207]

мог записать в склочники своих оппонентов, руководствуясь не объективными, а субъективными критериями.
1923 г.
внес серьезные новшества в систему учета.
12 июня Оргбюро закрепило порядок утверждения номенклатур № 1 и № 2.
В первом случае назначаемый, вне зависимости от того, был он коммунистом или беспартийным, утверждался постановлением ЦК, во втором кандидатура обязательно согласовывалась с Орграспредом ЦК50.
А сами списки были утверждены постановлением Оргбюро ЦК 12 ноября.
В номенклатуру (т.е.
список) № 1 были включены 3500 должностей, на которые назначения производились ЦК РКП(б), в номенклатуру № 2 1500 должностей, на которые назначали сами ведомства, предварительно уведомив об этом ЦК и согласовав эти назначения с его Учетно-распределительным отделом.
Хотя родоначальниками номенклатуры стали партийные органы, она, как справедливо отмечает Е.Г.
Гимпельсон, лишь формально создавалась как внутрипартийная, фактически она была и государственной, «это две стороны единого
процесса»51.
В справедливости этого утверждения позволяет убедиться приводимый Гимпельсоном список органов, в которых формировались обе номенклатурные группы: ВЦИК.
ВЦСПС, важнейшие наркоматы, органы ВСНХ, административные органы.
Новая система учета вводилась, по-видимому, постепенно.

Осенью 1924 г.
СЗБ требовало от областкомов и губкомов информацию об ответственных работниках областного, губернского и уездного масштаба, т.е.
еще по старой схеме52.
Они должны были переслать в СЗБ список ответственных работников с приложением личных листков^ и копий автобиографий за исключением работников уездного масштаба, рядовых и 50 ЦГАИПД СПб.
Ф.9.
Оп.1.
Д.2315.
Л.З.
Сведения об этом постановлении Оргбюро взяты нами из документа 1926 г.
В другом документе упоминается принятое в середине 1923 г.
«Положение о специальном учете ответственных работников», на основании которого заведующая женотделом Карельского обкома X.
Ярвисало была прикреплена к особой группе (Там же.
Д.2196.
Л.321).
Идет ли речь об одном документе или тогда был принят целый комплекс решений, сказать трудно.
51 Гимпельсон Е.Г.
Советские управленцы 20-е годы.
(Руководящие кадры государственного аппарата СССР).

М„ 2001.
С.80.
52ЦГАИПД СПб.
Ф.9.
Оп.
1.
Д.2220.
Л.9.
207

[стр.,330]

и московских коммунистов должна была носить характер контролирующий, а не представительский, как от иных организаций.
Е.Г.
Гимпельсон не без оснований характеризует положение о введении эгалитаризма как популистский пункт, отмечая его декларативность7.
Правда, в начале 1921 г.
появились два декрета, формально делающие шаг в этом направлении.
4 января СНК принял постановление «Об отмене привилегированных пайков для отдельных категорий советских служащих и о снятии с фронтовых и тыловых красноармейских пайков всех как состоящих, так и не состоящих на действительной военной службе военнослужащих учреждений, управлений и заведование военного ведомства, не расположенных на о фронтах» .
Через месяц, 8 февраля, последовал декрет СНК «О сокращении продовольственных пайков и о мерах к прекращению незаконных выдач»9, согласно которому норма снабжения продовольствием особо ответственных работников приравнивалась к норме рабочего снабжения, а повышенные нормы и привилегированные пайки отменялись.
Эти ограничения объяснялись «тяжелым продовольственным положением» и касались отдельных категорий советских служащих.
Правы В.П.
Пашин и Ю.П.
Свириденко, утверждающие, что этими действиями не ломалась система, а «лишь устранялись некоторые ее части для успокоения населения страны» .
Одновременно принимались иные документы, фактически закрепляющие существующее неравенство.
28 февраля 1921 г.
малый президиум Петросовета утвердил Положение о нормах довольствия ответственных работников, вступавшее в силу с 1 марта.
Так как ответственные политические и профсоюзные работники не имели права на получение сдельной, сверхурочной и премиальной денежной доплаты, их 7Гимпельсон Е.Г Советские управленцы.
20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР).
М., 2001.
С.

170.
8Декреты советской власти.
М., 1986.
'Г.!2.
С.211-213.
9СУ РСФСР.
1921.
№ 11.
Ст.73.
,0Пашин В.П., Свириденко Ю.П.
Кадры коммунистической номенклатуры...
С.65.
330

[Back]