Проверяемый текст
Дьяконова Алина Андреевна. Обычай международной торговли как источник негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок (Диссертация, 22 сентября 2011)
[стр. 160]

Несомненным доказательством, свидетельствующим о возможности применения обычаев международной торговли в качестве правовой основы для разрешения международных коммерческих споров, является практика МКАС при ТПП РФ.
В практике МКАС при ТПП РФ также имеет место достаточно частое обращение к Принципам УНИДРУА.
При этом вполне справедливым будет отметить такую особенность в их применении, как ориентирование при вынесении судом решения на Принципы как на постепенно приобретающие статус (характер) торговых обычаев, широко применяющихся в международном коммерческом обороте .

Анализируя в целом практику обращения МКАС к Принципам УНИДРУА, М.П.
Бардина пишет: «МКАС, применяя Принципы УНИДРУА без соглашения сторон, обращался к ним не как к альтернативе выбора подлежащего применению права конкретного государства, а как к положениям, приобретающим характер обычаев делового оборота в международном коммерческом обороте.
При этом положения Принципов УНИДРУА применялись не к регулированию прав и обязанностей сторон по договору в целом, а при решении конкретного вопроса, возникавшего в процессе рассмотрения спора, который не регулировался применимым правом, либо для толкования положений международных конвенций» .
Таким образом, еще раз подчеркнем, что рассмотренные выше акты неофициальной кодификации не следует полностью отождествлять с обычаями международной торговли.
Данные документы, являясь источниками транснационального «мягкого права», представляют собой один из способов кодификации обычаев международной торговли и придания им письменной формы, которые созданы в целях удобства и упрощения процесса
158 См.
об этом: Дело МКАС при ТПП РФ № 229/1996 // Розенберг М.Г.
Арбитражная практика МКАС при ТПП РФ за 1996-1997 гг.
М.: Статут, 1998.
—С.
152-153; Дело МКАС при ТПП РФ № 302/1996 // Розенберг М.Г-.
Практика МКАС при ТПП РФ за 1999— 2000 гг.
М.: Статут, 2002.
С.
141-147.

Бардина М.П.
Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем //
Международное публичное и международное частное право.
—2003.
—№ 5.
—С.

22.

160
[стр. 166]

международной торговли специфические функции: функция восполнения пробелов международных договоров, функция толкования условий международных коммерческих контрактов.
Об этом свидетельствует и анализ международной арбитражной практики, где подчеркивается, что в ряде случаев.
Принципы УНИДРУА могут применяться для восполнения пробелов и толкования отдельных положений Венской конвенции 1980тода376.
Более того, ряд зарубежных авторов указывают на то, что Принципы использовались /также в целях осуществления толкования ряда других международных документов ^, в частности, Межамериканской конвенции по коммерческому арбитражу 1975 года, Европейской конвенции по вопросам юрисдикции и исполнения судебных решений по гражданским и торговым делам1986 года377.
377 См.
подробнее.
Boneil M.J.
UNIDROIT Principles 2004 — The New Edition of the Principles of International Commercial Contracts adopted by the International Institute for the Unification of Private Law.
Uniform Law Review.
Vol.
XII.
2004-1.
P.
15.
378 Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер.
с англ.
А С.
Комарова.
М.: Статут, 2006.
С.
xii.
379 См.
об этом: Дело МКАС при ТПП РФ № 229/1996 // Розенберг М.Г.
Арбитражная практика МКАС при ТПП РФ за 1996-1997 гг.
М.: Статут, 1998.
С.
152-153; Дело МКАС при ТПП РФ № 302/1996 // Розенберг М.Г.
Практика МКАС при ТПП РФ за 1999-2000 гг.
М.: Статут, 2002.
С.
141-147.

Как отмечает А.С.
Комаров, «на сегодня-имеется немало судебных и арбитражных решений, в которых Принципы УНИДРУА были использованы для толкования и восполнения национального права, подлежащего применению к спорному правоотношению в соответствующих случаях.
Интересно отметить, что такая практика получила распространение даже, несмотря на то, чтоподобная возможность их применения не была прямо предусмотрена в Преамбуле Принципов УНИДРУА в редакции 1994 года»378.
В практике МКАС при ТПП РФ также имеет место достаточно частое обращение к Принципам УНИДРУА.
При этом вполне справедливым будет отметить такую особенность в их применении, как ориентирование при вынесении судом решения на Принципы как на постепенно приобретающие статус (характер) торговых обычаев, широко применяющихся в международном коммерческом обороте379.

376 См.
об этом подробнее: Вилкова Н.Г.
Указ.
соч.
С.
213-214; Дело, рассмотренное в 1996 году арбитражем ad hoc, созданным в Риме // http://www iuristlib.ru/book 5650.html.
Дата посещения: 09.10.2010.
166

[стр.,167]

Анализируя в целом практику обращения МКАС к Принципам УНИДРУА, М.П.
Бардина пишет: «МКАС, применяя Принципы УНИДРУА без соглашения сторон, обращался к ним не как к альтернативе выбора подлежащего-применению права.конкретного государства, а как к положениям, приобретающим характер обычаев делового оборота в международном коммерческом обороте.
При4 этом положения Принципов УНИДРУА применялись не к регулированию прав и обязанностей сторон по договору в целом, а при решении конкретного1 вопроса, возникавшего в процессе рассмотрения спора, который не регулировался применимым правом, либо для толкования положений международных конвенций»380.

380 Бардина М.П.
Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем // Международное публичное и международное частное право.
2003.
№ 5.
С.
22.

В области торгового мореплавания наиболее известной кодификацией обычаев являются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (YorkAntwerp Rules), разработанные Международным морским комитетом и действующие в последней редакции 2004 года.
Структурно Правила делятся на три части: 1) два вводных правила (Правило толкования и Основное правило); 2) семь литерных правил (A-G); 3) 22 цифровых правила.
Правило толкования гласит, что общая авария регулируется литерными правилами лишь в том случае, если она не подпадает под Основное правило и цифровые правила.
Иными словами, литерные правила применяются тогда, когда расходы и пожертвования возникли при обстоятельствах, не предусмотренных цифровыми правилами.
Столь своеобразная структура Правил сближает их с рассмотренными выше документами МТП, каждый из которых отличается уникальностьюи неповторимостью способа изложения содержащихся в них обычных правил.
Подобно документам МТП Йорк-Антверпенские правила представляют собой кодифицированный свод обычаев международного торгового мореплавания и не могут отождествляться с ними.
С формально-юридической точки зрения эти 167

[стр.,168]

Правила являются лишь отражением существующих обычаев, касающихся* общей аварии.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что рассмотренные выше акты неофициальной кодификации не следует полностью отождествлять с обычаями* международной торговли.
Данные документы, являясь источниками транснационального «мягкого права», представляют собой один из способов кодификации, обычаев международной торговли и> придания* им письменной формы, которые созданы в целях удобства и упрощения? процесса
использования обычаев в трансграничном торговом обороте, обеспечивая тем самым их единообразное толкование.
Появление подобных документов свидетельствует о все возрастающем в науке и практике интересе к обычаям международной торговли и позволяет судам, опираясь на обычаи, выносить решения при урегулировании международных коммерческих споров.
§ 4.
Современные тенденции развития обычаев мемедународной торговли В настоящее время в науке международного частного права вполне справедливо обосновывается концепция, согласно которой категория «применимое право» подлежит расширительному толкованию и поэтому должна включать в себя не только право в его классическом понимании как национальное право определенного государства, но и любые иные правовые регуляторы контрактных отношений, в том числе обычаи международной торговли.
Основные аргументы в обоснование актуальности данной концепции ее сторонники381 черпают из положений таких международных актов, как 381 Бардина М.П.
Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем
И Международное публичное и международное частное право.
2003.
№5.
С.

19; Бардина М.П.
Выбор сторонами применимых «норм права» при рассмотрении спора международным коммерческим арбитражем // Международные отношения и право: взгляд в XXI век: Материалы конференции в честь Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора кафедры международного права юридического факультета СПБГУ Л.Н.
Галенской.
С.-П., 2009.
С.
354; Комаров А.С.
Роль МКАС в практике международного коммерческого арбитража в России // Вестник ВАС РФ.
2007.
№ 10.
С.
15; Розенберг М.Г.
Международная купля-продажа товаров.
М., 2003.
С.
27; Комаров А.С.
Венская конвенция 1980 г.
Принципы УНИДРУА // Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
К 10-летию ее применения Россией / Сост.
М.Г.
Розенберг.
М., 2001.
С.
13.
Следует отметить также, что в направлении расширительного толкования категории «нормы права» развивается и национальное законодательство ряда европейских государств (Италия, Швейцария, Германия).
Так, к примеру, в 1986 году в законодательство Нидерландов была 168

[Back]