Проверяемый текст
Дьяконова Алина Андреевна. Обычай международной торговли как источник негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок (Диссертация, 22 сентября 2011)
[стр. 88]

По признаку гарантированности обычая одобрением государства и центральными банками государств различаются санкционированные банковские обычаи, которым гарантируется нормативное подтверждение актами компетентных финансовых органов и несанкционированные обычаи* 4 международной торговли банковскими услугами, которые в данный исторический момент «не имеют государственного одобрения» в силу того, что они устанавливают регулирование, отличное от существующего в конкретной национально-правовой системе.
Существование подобного критерия для классификации отдельных норм права в отношении обычаев международной торговли банковскими услугами как источников контрактного регулирования банковских сделок можно считать приемлемым, поскольку обычаи требуют признания их со стороны государства.
Еще одним основанием деления унифицированных принципов и правил международной торговли банковскими услугами на самостоятельные виды выступает их соотношение с национальными нормами.
Согласно данному признаку, положенному в основу классификации обычаев, предложенной Р.
Давидом, можно говорить о существовании применительно к международной торговле
услугами: а) обычаев в дополнение к закону (consuetudo secundum legem), которые применяются субсидиарно, в случае недостаточности законодательного регулирования; б) обычаев кроме закона (consuetudo praeter legem), регламентирующих отношения в отсутствие их урегулированности законодательными нормами, и в) обычаев против закона (consuetudo contra (adversus) legem), устанавливающих иное, нежели 83 предусмотренное законом, регулирование , и появление которых в международном коммерческом обороте связано, по мнению Е.А.
Щекиной, с разработкой и принятием стандартов различными международными организациями (к примеру, обычай, согласно которому коэффициент достаточности собственного капитала банка для его функционирования на
Давид Р., Жоффре Спинози К.
Основные правовые системы современности: Пер.
с франц.
В.А.
Туманова.
М.: Междунар.
отношения, 1997.
С.
94 95.

88
[стр. 148]

различий» в порядке формирования и правовой природе (обычай международной торговли как следствие интернационализации хозяйственной жизни, национальный торговый обычай как результат сложившейся на внутригосударственном рынке предпринимательской практики) данные понятия не могут быть объединены в одну общую для них правовую категорию, а должны, быть дифференцированы и отличимы друг от друга.
В’ противном случае закрепление за обычаями» международной торговли локального характера и придание им качеств местного торгового обычая влечет за собой отрицание главных, сущностных их признаков общепризнанности и общеизвестности неопределенному кругу лиц — и, как следствие, делает несостоятельной теорию существования' независимой от государства системы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Существуют и иные основания, классификации обычаев международной торговли.
Так, к примеру, по признаку гарантированности обычая государственной защитой Е.А.
Щекина предлагает различать санкционированные обычаи, которым гарантируется' принудительная защита государства, и несанкционированные обычаи международной торговли, которые лишены такой защиты в силу того, что они устанавливают регулирование, отличное от существующего в конкретной национальноправовой системе (к последним, по мнению автора, относятся обычаи, противоречащие императивным и диспозитивным нормам внутригосударственного законодательства)338.
Не оспаривая факт существования подобного критерия для классификации отдельных норм права, подчеркнем, что его применение в отношении обычаев международной торговли как источников негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок вряд ли можно считать удачным, поскольку обычаи не нуждаются в санкционировании, а требуют лишь признания их со стороны государства.
338 Щекина Е А.
Указ соч.
С.
120-121.
Еще одним основанием деления обычаев международной торговли на 148

[стр.,149]

самостоятельные виды выступает их соотношение с законом.
Согласно данному признаку, положенному в основу классификации обычаев, предложенной ?.
Давидом, можно говорить о существовании применительно к международной торговле:
а) обычаев в дополнение к закону (consuetudo secundum.legem), которые применяются* субсидиарно, в.случае недостаточности законодательного регулирования; б) обычаев.
кроме закона (consuetudo praeter legem), регламентирующих отношения в* отсутствие их урегулированности законодательными нормами, и в) обычаев против закона, (consuetudocontra(adversus) legem), устанавливающих иное, нежели
предусмотренное законом, 339 регулирование , и появление которых в международном коммерческом обороте связано, по мнению Е.А.
Щекиной, с разработкой и принятием стандартов, различными международными организациями (к примеру, обычай, согласно которому коэффициент достаточности собственного капитала банка для его функционирования на
международном рынке должен составлять не менее 8% по методологии расчета, предусмотренной Базельским соглашением)339340 .
339 Давид Р., Жоффре-Спинози К.
Основные правовые системы современности: Пер.
с фр.
В.А.
Туманова.
М.: Междунар.
отношения, 1997.
С.
94-95.

340 Щекина Е.А.
Указ.
соч.
С.
122.
311 Характерно, что в отечественной литературе по международному частному праву наряду с двумя вышеуказанными видами обычаев выделяют также обычаи, включающие процессуальные нормы.
См.
об этом: Международное частное право.
Учебник / Под общ.
ред.
Г.В.
Петровой.
М.: Издательство Юрайт, 2011.
С.
8990.
В' рамках настоящего исследования предлагается обратить особое внимание на классификацию обычаев международной торговли, основанную на характере содержащихся в них норм, и выделять две группы обычаев: 1) материально-правовые обычаи международной торговли, содержащие материально-правовые нормы, непосредственно устанавливающие права и обязанности для участников внешнеэкономической сделки, и 2) коллизионноправовые обычаи международной-торговли, содержащие коллизионные нормы, напрямую не регламентирующие возникающие в трансграничной торговле отношения, однако позволяющие осуществить выбор компетентного для регулирования того или йного отношения правопорядка341.
149

[Back]