нально-волевой как проявление устойчивого отношения к познанию. Однако такой подход к анализу сложного личностного образования, которым является познавательная активность личности, не адекватен ему, и потому необходим поиск иного способа решения этой проблемы. И определяющим здесь должно быть выявление сущности а к ти в н о сти как основы жизнедеятельности личности. Активность сложное, обобщенное понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и ее особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривал активность как форму «внутренне детерминированного движения живой материи» [63]. B.C. Тюхтин отмечал, что «с активностью живое связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой» [140, с.537]. Н.А. Бернштейн на основе изучения движений разработал концепцию «физиологии активности», согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение [22, с.373-392]. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней [21]. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов). Однако сти |
мостоятельного поведения; с позиции социально-ценностной и эмоционально-волевой как проявление устойчивого отношения к познанию. Однако такой подход к анализу сложного личностного образования, которым является познавательная активность личности, не адекватен ему, и потому необходим поиск иного способа решения этой проблемы. И определяющим здесь должно быть выявление сущности акт ивност и как основы жизнедеятельности личности. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы (Вирсма Е., Гилфорд Дж., Крупнов А.И., Мерлин B.C., Небылицын В.Д., Петровский А.В., Петровский В.А., Русанов В.М., Терстон Л., Хейманс Г. и др.) показывает, что активность исследуется и как сущностная характеристика любого живого организма, и как характеристика личности. Одним из первых в отечественной науке к проблеме активности обратился В.М. Бехтерев, который, стоя на позициях рефлексологии, исходил из того, что активное начало есть результат скопления энергии в человеке, а активность выступает как атрибут самовоспринимающей системы, основанной на принципе саморегуляции. Источником активности, по В.М . Бехтереву, является внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Он писал: «Активность — существенная характеристика психического... Психическое, как и жизнь, мы не мыслим без активности. Активность является характерной особенностью психики как внутри нас, при субъективном анализе, так и вне нас при объективном исследовании всех вообще живых существ, одаренных психикой» [142, с. 96]. Последующее развитие проблемы активности связано с работами М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе. Так, М Я . Басов впервые поставил вопрос об изучении активности личности в процессе деятельности. Он видел необходимость введения нового принципа, призванного объяснить деятельность человека, преобразующего мир, и выдвигал понятие воли как специфического качества личности, определяющего ее сущность, 22 |