мул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма не уравновешивание его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма [6]. В.М. Бехтерев, стоя на позициях рефлексологии, исходил из того, что активное начало есть результат скопления энергии в человеке, а активность выступает как атрибут самовоспринимающей системы, основанной на принципе саморегуляции. Источником активности, по В.М. Бехтереву, является внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Он писал: «Активность существенная характеристика психического... Психическое, как и жизнь, мы не мыслим без активности. Активность является характерной особенностью психики как внутри нас при субъективном анализе, так и вне нас при объективном исследовании всех вообще живых существ, одаренных психикой» [136, с. 96]. Как философская категория, активность отражает «способность объектов живой и неживой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействию со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру» (Н.А. Бердяев [20]). И. Кант рассматривал активность в качестве «причинности причины». Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, |
мостоятельного поведения; с позиции социально-ценностной и эмоционально-волевой как проявление устойчивого отношения к познанию. Однако такой подход к анализу сложного личностного образования, которым является познавательная активность личности, не адекватен ему, и потому необходим поиск иного способа решения этой проблемы. И определяющим здесь должно быть выявление сущности акт ивност и как основы жизнедеятельности личности. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы (Вирсма Е., Гилфорд Дж., Крупнов А.И., Мерлин B.C., Небылицын В.Д., Петровский А.В., Петровский В.А., Русанов В.М., Терстон Л., Хейманс Г. и др.) показывает, что активность исследуется и как сущностная характеристика любого живого организма, и как характеристика личности. Одним из первых в отечественной науке к проблеме активности обратился В.М. Бехтерев, который, стоя на позициях рефлексологии, исходил из того, что активное начало есть результат скопления энергии в человеке, а активность выступает как атрибут самовоспринимающей системы, основанной на принципе саморегуляции. Источником активности, по В.М . Бехтереву, является внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Он писал: «Активность — существенная характеристика психического... Психическое, как и жизнь, мы не мыслим без активности. Активность является характерной особенностью психики как внутри нас, при субъективном анализе, так и вне нас при объективном исследовании всех вообще живых существ, одаренных психикой» [142, с. 96]. Последующее развитие проблемы активности связано с работами М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе. Так, М Я . Басов впервые поставил вопрос об изучении активности личности в процессе деятельности. Он видел необходимость введения нового принципа, призванного объяснить деятельность человека, преобразующего мир, и выдвигал понятие воли как специфического качества личности, определяющего ее сущность, 22 |