детерминации со стороны «прошлого» (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного «будущего» (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение «момента». В работах И. Канта содержится описание такого типа причинности (в его представлениях о «взаимодействии» (или «общении») субстанций) [641 Особое внимание изучению проблемы активности уделялось в работах М.Я. Басова, J1.C. Выготского, Д.Н. Узнадзе. Так, М.Я. Басов впервые поставил вопрос об изучении активности личности в процессе деятельности. Он видел необходимость введения нового принципа, призванного объяснить деятельность человека, преобразующего мир, и выдвигал понятие воли как специфического качества личности, определяющего ее сущность. JI.C. Выготский, исследуя сущность активности, исходил из положения о том, что психическое развитие человека определяется особенностями присвоения материальной и духовной культуры, созданной в истории человеческого рода, что психика по своему содержанию и происхождению социальна. Вклад JI.C. Выготского в разработку проблемы активности состоит в том, что он вскрыл социальную природу психической активности, показал ее детерминированность присвоением социального опыта [4/]. Одной их форм проявления активности выступает активность личности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. В трудах C.JI. Рубинштейна проблема активности личности рассматривается в тесной связи с внутренней детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только обусловленными, но и обуславливающими. Внутренняя детерминация «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, от |
мостоятельного поведения; с позиции социально-ценностной и эмоционально-волевой как проявление устойчивого отношения к познанию. Однако такой подход к анализу сложного личностного образования, которым является познавательная активность личности, не адекватен ему, и потому необходим поиск иного способа решения этой проблемы. И определяющим здесь должно быть выявление сущности акт ивност и как основы жизнедеятельности личности. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы (Вирсма Е., Гилфорд Дж., Крупнов А.И., Мерлин B.C., Небылицын В.Д., Петровский А.В., Петровский В.А., Русанов В.М., Терстон Л., Хейманс Г. и др.) показывает, что активность исследуется и как сущностная характеристика любого живого организма, и как характеристика личности. Одним из первых в отечественной науке к проблеме активности обратился В.М. Бехтерев, который, стоя на позициях рефлексологии, исходил из того, что активное начало есть результат скопления энергии в человеке, а активность выступает как атрибут самовоспринимающей системы, основанной на принципе саморегуляции. Источником активности, по В.М . Бехтереву, является внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Он писал: «Активность — существенная характеристика психического... Психическое, как и жизнь, мы не мыслим без активности. Активность является характерной особенностью психики как внутри нас, при субъективном анализе, так и вне нас при объективном исследовании всех вообще живых существ, одаренных психикой» [142, с. 96]. Последующее развитие проблемы активности связано с работами М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе. Так, М Я . Басов впервые поставил вопрос об изучении активности личности в процессе деятельности. Он видел необходимость введения нового принципа, призванного объяснить деятельность человека, преобразующего мир, и выдвигал понятие воли как специфического качества личности, определяющего ее сущность, 22 JI.С. Выготский, исследуя сущность активности, исходил из положения о том, что психическое развитие человека определяется особенностями присвоения материальной и духовной культуры, созданной в истории человеческого рода, что психика по своему содержанию и происхождению социальна. Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы активности состоит в том, что он вскрыл социальную природу психической активности, показал ее детерминированность присвоением социального опыта [34]. Особое место в разработке проблемы активности занимает научная школа, созданная Д.Н. Узнадзе, главным предметом исследования которой являлась «бессознательная сфера активности», рассматриваемая как готовность к определенной деятельности и названная установкой [115]. Личностное направление и изучении активности представлено в работах Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. Н.Ф.Добрынин предложил выделить элементарные и высшие формы активности, а обосновал также иерархию источников активности, в которую включил потребности, интересы, убеждения [115]. В трудах С.Л. Рубинштейна проблема активности исследовалась в контексте общего вопроса детерминистического объяснения психики. С позиций этого человек рассматривался как созидатель нового, творческого и в деятельности, и в самом себе. Это означало, что понятие активности приобретало личностную окраску [124]. А.Н. Леонтьев исследовал практические формы активности, поэтому личностный подход к проблеме активности связан в его работах с общим пониманием структуры личности и факторов, влияющих на ее развитие. Проводя различие между индивидом и личностью, он подчеркивал ведущее активное начало в личности и утверждал, что личностью не рождаются, ею становятся [81]. 23 |