Проверяемый текст
Попов Юрий Васильевич. Проблемы осуществления полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина (Диссертация 2004)
[стр. 72]

жарные мероприятия, управление хозяйством сельских обществ, сбор податей и выполнение повинностей (прежде всего, рекрутской)134.
Деятельность органов крестьянского самоуправления контролировалась не только чиновниками от казны, но и громоздким бюрократическим аппаратом, содержание которых возлагалось на тех же крестьян.
Как отмечает Л.Е.
Лаптева, включение традиционных структур (имеются в виду общины) и сложившихся обычаев в официальную систему управления и действовавшего позитивного права происходило методами санкционирования и инкорпорации.
При этом традиционные системы управления на местах использовались не столько для повышения эффективности управления, сколько для укрепления административной вертикали и, в конечном счете, сохранения самодержавия.
Лишенные привычной автономии, вовлеченные в чуждую для такой автономии фискальную и полицейскую деятельность, традиционные
институты постепенно деградировали.
Наделяя крестьянское самоуправление обширными полицейскими полномочиями, власти предполагали не только сэкономить на сельском управлении, но и постепенно приучить крестьян к мысли об удобстве и справедливости управления по закону.
На практике же к концу века эта форма общественного самоуправления оказалась дискредитированной в глазах населения.
За неимением достаточных ресурсов, волостные учреждения (за редким исключением) вынуждены были сосредоточиться на полицейской и фискальной деятельности, оставляя в стороне защиту прав, социально-экономическое развитие и
т.д.135 Что касается традиционных общин народов, проживающих в пределах нынешнего Южного федерального округа, то здесь эти процессы несколько отличались.
Законодательство второй половины XIX в.
шло по пути санкционирования традиционных форм общественного управления низового уровня и широко использовало в качестве источника обычное право традиционных народов.
Общественное управление в аульных обществах горского
населе,м См.: Еремян В.В., Федоров М.В.
Указ.
соч.
1,5 Лаптева Л.Е.
Местное управление в пореформенной России (1864-1905 гг.): историко-правовое исследование.
Автореф.
дисс...
д-ра юрид.
наук: 12.00.01.
М..
2002.
с.
14.
39.

72
[стр. 59]

бернских и уездных по крестьянским делам учреждениях»109.
«Положение», по существу, закрепляло дворянский контроль за крестьянским самоуправлением, так как все должности в этих учреждениях мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия замещались потомственными дворянами-помещиками и представителями губернской администрации.
Из всех учреждаемых органов дворянского контроля наибольшее значение приобретал мировой посредник, в полномочия которого, наряду с распорядительными действиями по крестьянским делам и разрешением споров, входили некоторые прерогативы судебно-административного характера, так как именно он налагал взыскания, удалял (правда, лишь временно) лиц крестьянского управления от должности и т.
д.110.
В сферу полномочий крестьянского общественного самоуправления входило “народное числение”, “контроль за делами веры”, охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль, дела по врачебному благоустройству, народное продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских обществ, сбор податей и выполнение повинностей (прежде всего, рекрутской)111.
Деятельность органов крестьянского самоуправления контролировалась не только чиновниками от казны, но и громоздким бюрократическим аппаратом, содержание которых возлагалось на тех же крестьян.
Как отмечает Л.Е.
Лаптева, включение традиционных структур (имеются в виду общины) и сложившихся обычаев в официальную систему управления и действовавшего позитивного права происходило методами санкционирования и инкорпорации.
При этом традиционные системы управления на местах использовались не столько для повышения эффективности управления, сколько для укрепления административной вертикали и, в конечном счете, сохранения самодержавия.
Лишенные привычной автономии, вовлеченные в чуждую для такой автономии фискальную и полицейскую деятельность, традиционные
ин109 Там же.
110 см.: Татищев С.
С.
Указ.
соч.
с.
419-420.
111 см.: Еремян В.В., Федоров М.В.
Указ.
соч.
59

[стр.,60]

статуты постепенно деградировали.
Наделяя крестьянское самоуправление обширными полицейскими полномочиями, власти предполагали не только сэкономить на сельском управлении, но и постепенно приучить крестьян к мысли об удобстве и справедливости управления по закону.
На практике же к концу века эта форма общественного самоуправления оказалась дискредитированной в глазах населения.
За неимением достаточных ресурсов, волостные учреждения (за редким исключением) вынуждены были сосредоточиться на полицейской и фискальной деятельности, оставляя в стороне защиту прав, социальноэкономическое развитие и
т.д.112 Что касается традиционных общин народов, проживающих в пределах нынешнего Южного федерального округа, то здесь эти процессы несколько отличались.
Законодательство второй половины XIX в.
шло по пути санкционирования традиционных форм общественного управления низового уровня и широко использовало в качестве источника обычное право традиционных народов.
Общественное управление в аульных обществах горского
населения, а также в слободах, находящихся при военных штаб-квартирах, крепостях и укреплениях, устанавливалось Временными правилами, утвержденными наместником кавказским 30 декабря 1870 г.
Аналогичным образом строилось аульное управление в Степных областях.
В наиболее чистом виде родовой быт сохранился в общинах чеченцев и ингушей.
К особенностям организации управления жизнью этих общин относились: патронимическая форма патриархально-родовой организации; особое уважение старших в роде, их ведущая роль в разрешении домашних и межродовых конфликтов (в форме арбитража); фактическое отсутствие сословной иерархии и надобщинных институтов власти; отсутствие форм эксплуатации в земельных отношениях (платить за землю считалось позором).
Горские народы к моменту распространения на них имперской власти еще не создали своей государственности, и в этом смысле «внешней» силы и «высшей» судебной вла112 Лаптева Л.Е.
Местное управление в пореформенной России (1864-1905 гг.): историко-правовое исследование.
Автореф.
дисс...
д-ра юрид.
наук: 12.00.01.
М., 2002.
с.
14,39.

60

[Back]