"Патронат в России" основное внимание уделяет патронату специальному или же тюремному, останавливаясь на проблеме социальной адаптации лиц,* освободившихся из мест лишения свободы, хотя в тоже время отмечает, что "патронат в России был достаточно широко распространен и осуществлялся сетью различных благотворительных обществ, учреждений, организаций над младенцами, увечными, душевнобольными и др" . Еще в глубокой древности, о чем сохранились свидетельства, в ряде государств, в частности в Египте, Спарте и др., принимали определенные меры по уходу за сиротами павших воинов. Европейская система воспитания детей-сирот в специальных заведениях (воспитательных домах, в приютах, убежищах), система "призрения детей" складывалась не фазу, претерпевая определенные изменения под воздействием социальных условий. Первоначально воспитание детей-сирот выступало, в основном, как форма церковной благотворительности и поэтому соответствующие воспитательные учреждения создавались и содержались церквями и монастырями. Во многих странах этот тип воспитательных домов и детских приютов, в которые попадали дети-сироты и дети беднейшихь слоев населения, сохранялся на протяжении многих веков. С развитием гуманизма как определенного отношения к человеку начинает осуществляться и светское призрение детей. _A JL " ^ » I*1 ■йг* /*> А» » • Нам особенно важно проследить, как складывались учреждения интернатного типа в России. Дореволюционные учреждения-интернаты строились, как и школы, по принципу сословного деления детей, в них воспитывающихся. Одни предполагались для детей высшей аристократии (лицеи, институты благородных девиц, кадетские корпуса), другие для детей средней буржуазии (пансионаты, некоторые институты), третьи -только для детей духовенства (епархиальные и духовные училища, бурсы и семинарии) А щ ь 1Беляева Л.И. Патронат в России. М., 1996. С. 5. |
§2. Ретроспективный анализ развития интернатных учреждений в России Преступность, как всякое социальное явление, имеет в своей основе исторически сложившиеся определенные стороны, черты общественного бытия, которые выступают в качестве причин и условий ее существования. Поэтому для того, чтобы детально разобраться в причинах нравственной деформации в процессе социализации воспитанников детских домов и интернатов, необходимо рассмотреть исторический путь развития интернатных учреждений в России. И проанализировав все это, можно вычленить особые причины и условия, влияющие непосредственно на преступность воспитанников детских домов и интернатов. Интернатские учреждения для детей, лишенных возможности воспитываться в родной семье, имеют давнюю историю. Но создавались они, прежде всего для того, чтобы сохранить жизнь ребенку, почемулибо потерявшему семью. Ведь такой член общества социально не защищен, в силу разных причин не может легко приспособиться к общественной жизни и пользоваться в полном объеме тем, что она несет в себе. Причины этому могут быть различными: физическое состояние или состояние здоровья, экономические или юридические обстоятельства. И поэтому для нормального существования общества необходимым является оказание помощи слабым со стороны сильных. В этом и выражается основная идея патроната, имевшего место и в недавнем прошлом России. Л.И. Беляева в своей работе “Патронат в России” основное внимание уделяет патронату специальному или же тюремному, останавливаясь на проблеме социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, хотя в тоже время отмечает, что “патронат в России был достаточно широко распространен и осуществлялся сетью различных благотворительных обществ, учреждений, организаций над младенцами, увечными, душевнобольными и др.”.1 Еще в глубокой древности, о чем сохранились свидетельства, в ряде государств, в частности в Египте, Спарте и др., принимали определенные меры по уходу за сиротами павших воинов. Европейская система воспитания детей-сирот в специальных заведениях (воспитательных домах, в приютах, убежищах), система "призрения детей" складывалась не сразу, претерпевая определенные изменения под воздействием социальных условий. Первоначально воспитание детей-сирот выступало, в основном, как форма церковной благотворительности и поэтому соответствующие воспитательные учреждения создавались и содержались церквями и монастырями. Во многих странах этот тип воспитательных домов и детских приютов, в которые попадали дети-сироты и дети беднейших слоев населения, сохранялся на протяжении многих веков. С развитием гуманизма как определенного отношения к человеку начинает осуществляться и светское призрение детей. Нам особенно важно проследить, как складывались учреждения интернатного типа в России. Дореволюционные учреждения-интернаты строились, как и школы, по принципу сословного деления детей, в них воспитывающихся. Одни предполагались для детей высшей аристократии (лицеи, институты благородных девиц, кадетские корпуса), другие для детей средней буржуазии (пансионаты, некоторые институты), третьи только для детей духовенства (епархиальные и духовные училища, бурсы и семинарии) и, наконец, сиротские приюты для детей-сирот "низших сословий": рабочих, крестьян, ремесленников, мещан. 1 Беляева Л.И. Патронат и России. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 5. |