Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 124]

#4.
Летом 1908 года Брюсов с женой предпринимает большое путешествие по Европе: они объезжают всю Италию, Южную Францию, часть Испании и живут некоторое время в Париже.
Отсюда поэт едет в Бельгию, где знакомится со своим «кумиром», Эмилем Верхарном.
В Италии Брюсов с огромным увлечением переживал античный мир: проводил целые дни на Форуме и Палатине, ездил в Геркуланум и Помпею.
Он почувствовал древний Рим как родину своей души.
Возможно, эта поездка во многом предопределила возникновение двух последующих исторических романов.
В 1910-е годы В.Брюсов создал два больших прозаических произведения роман “Алтарь Победы” (1911-1912
гг.) и его незаконченное продолжение “Юпитер поверженный” (1913 г.).
Исследователи отмечают “более конкретный историзм” ,
отличающий эти романы, посвященные Риму IV в.
н.э., от
“Огненного ангела “.
М.Л.
Гаспаров справедливо считает, что «в творчестве В.
Брюсова были два периода, когда античные темы играли для него особенно важную роль.
Первый — это 286 1890-е годы, второй — 1910-е годы» .
Оба анализируемых романа написаны во второй период.
Они явились новым этапом в творчестве Брюсова-прозаика.
Действия обоих произведений происходят в переходную эпоху римской истории, о чем выразительно говорит соединение названий обоих романов.
Если «Алтарь Победы» вбирает в себя события, связанные с кризисом язычества, распространением христианства, то «Юпитер поверженный» — о поражении язычества и торжестве новой эпохи.
Может быть, в том, что Брюсов не закончил последнего романа, уже можно увидеть подтверждение высказанной ранее концепции, что в романах исторической тематики писателя интересует не история в чистом виде, а переходный ее период, смена культур, эпох.
Что же касается «Юпитера...», то он в основном о постпереходном периоде, который, быть может, и интересовал Брюсова-историка, но мало волновал Брюсова-писателя.
В романах достаточно широко отражены экономические и политические явления Рима накануне гибели античной культуры; теория самозамкнутых цивилизаций сменилась в сознании Брюсова идеей преемственности287.

285Гаспаров М.Л.
Брюсов и античность.// Брюсов В.Я.
Собр.
соч.: в 7тт.
Т.5.
С.544.
286Там же.
С.534.
7R7 Брюсов В.Я.
Собр.
соч.: в 7тт.
Т.5.
С.58.
124
[стр. 129]

метод его самозащиты”.
Но стилизация и обнаруживала сущность индивидуального «фанатика жителя искусства” [75].
Принцип антилогии в структуре романа, “текстуализация жизни”, внимание к сотворенной словесной природе литературного произведения, впервые так ярко выразившиеся в романе Брюсова “Огненный ангел”, станут общими признаками модернизма.
Однако принцип антилогии, игры разными уровнями смысла, среди которых важное место занимает уровень биографический, т.е.
как бы “лирический”, экзистенциальный это принцип именно символистского произведения.
v 3.
Стиль как выражение метаисторизма в романах Брюсова 1910-х годов.Ь В 1910-е годы В.Брюсов создал два больших прозаических произведения роман “Алтарь Победы” (1911-1912) и его незаконченное продолжение “Юпитер поверженный” (1913).
Исследователи отмечают “более конкретный историзм”
[76], отличающий эти романы, посвященные Риму IV века н.э., от иОгненного ангела”.
А.В.Лавров называет их “научной”, “археологической” художественной прозой [77].
С.Абрамович говорит о реализме этих романов, о приближении автора к марксистскому пониманию развития общества и культуры [78].
Последнее утверждение это, скорее, просто дань исследователя своему времени.
В романах достаточно широко отражены экономические и политические явления Рима накануне гибели античной культуры; теория самозамкнутых цивилизаций сменилась в сознании Брюсова идеей преемственности
[74, С.546-547].
Но, конечно, писатель не перешел на позиции исторического материализма.
Его подход к материалу далекого прошлого остался метаисторическим.
История для Брюсова это история культуры.
Широкий, обобщенный взгляд на культуру, учитывающий нерефлексивные (иррациональные)# факторы и обусловливающий мифологизм и символизм концепции, характерен для периодов крутых сдвигов, кризисов в жизни общества [79].Таким периодом как раз и были годы между двух русских революций.
Интересно, что, метаисторические принципы были выражены Д.Мережковским и Б.Брюсовым раньше, чем О.Шпенглером (“Закат Европы” 1918) и Й.Хейзингой (“Осень средневековья 1919).
Культурно-морфологический подход, как отмечает Г.М.Тавризян, отказывается от позитивистской идеи эволюции.
Метаисторически мыслящий философ рассматривает не события, а “стилистику” эпохи,

[Back]