Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 146]

I \ } % строители наших душ, хозяева нашей земли.
Искусство, влияя на массы, становится “жизнестроением”377.

Волевое, творческое усилие автора самое ценное в произведении искусства требует особой поэтики.
В новом искусстве, полагает Сологуб, “художественная ценность динамическая, становящаяся”378.

Образы должны в самих себе “нести историю своего происхождения”379,
т.е.
должны создавать ощущение бесконечно творимой, а не раз и навсегда сотворенной жизни легенды.
Ф.Сологуб различает два типа “творения легенды”, два полюса, к которым тяготеют художники.
В статьях (“Мечта Дон-Кихота (Айседора Дункан)”,
“Демоны поэтов”), в романах и пьесах вновь и вновь возвращается он к своей концепции, различающей “лирическое Нет” и “ироническое Да” в отношении художника к действительности.
“Один полюс лирическое забвение данного мира, отрицание его скудных и скучных двух берегов, вечно текущей обыденности и вечно
4^ ??380 возвращающейся ежедневности, вечное стремление к тому, чего нет .
Отсюда отчетливое разграничение двух планов: низменно-безобразного и высокого, прекрасного, в которых живут созданные им образы.
Эти два мира писатель определил образами из любимого им “Дон Кихота” Сервантеса: девки Альдонсы (“бабищи румяной и дебелой”) и Дульцинеи (та же Альдонса, преображенная воображением странствующего рыцаря Дон Кихота в благородную даму сердца).
Задача творца, по Сологубу, “дульцинировать” мир.
Это единственная защита от пошлости земной жизни.
В романах Сологуб стремится сказать миру “ироническое Да”: “Подойти покорно к явлениям жизни, сказать всему да, принять и утвердить до конца все
„381 являемое...
В отличие от реалистического и от романтического искусства, символизм должен принять и Альдонсу, и Дульцинею: “В каждом земном, грубом упоении ООО таинственно явлены красота и восторг” .
Такую эстетическую позицию Сологуб называет “мистической иронией”, суть которой заключается в принятии мира, но не в обыденном, а преображенном виде,
377Там же.
С.
192.
378Сологуб Ф.
Творимая легенда.
СПб., М., 1991.
С.202.
379Там же.
С.201.
380Там же.
С.165.
38'Там же.
С.
164.
382Там же.
С.198.
146
[стр. 178]

ва их вплелись в ткань нашей речи, мысли их овладели нашим мозгом, чувства их воцарились в нашей душе.
Они заставили нас перенимать их привычки и жесты, их костюмы и быт” ибо сознание обычных людей состоит из чужих слов, мнений, привычек, чужой лжи и чужой правды [19, С.180-181].
Искусство, влияя на массы, становится “жизнестроением”
[19, СД92].
Волевое, творческое усилие автора самое ценное в произведении искусства требует особой поэтики.
В новом искусстве, полагает Сологуб, “художественная ценность динамическая, становящаяся”
[19, С.202], образы должны в самих себе “нести историю своего происхождения” [19, С.201], т.е.
должны создавать ощущение бесконечно творимой, а не раз и навсегда сотворенной жизни легенды.
Ф.Сологуб различает два типа “творения легенды”, два полюса, к которым тяготеют художники.
В статьях (“Мечта Дон-Кихота (Айседора Дункан)”,
((Демоны поэтов”), в романах и пьесах вновь и вновь возвращается он к своей концепции, различающей “лирическое Нет” и “ ироническое Да” в отношении художника к действительности.
“Один полюс лирическое забвение данного мира, отрицание его скудных и скучных двух берегов, вечно текущей обыденности, и вечно
возвращающейся ежедневности, вечное стремление к тому, чего нет.
(...)
Вечный выразитель лирического отношения к миру Дон-Кихот знал, конечно, что Альдонса только Альдонса, простая крестьянка с вульгарными привычками и узким кругозором ограниченного существования.
Но на что же ему Альдонса? И что ему Альдонса? Альдонсы нет! Альдонсы не надо.
Альдонса нелепая случайность, мгновенный и мгновенно изживаемый каприз пьяной Айсы.
Альдонса образ, пленительный для ее деревенских женихов, которым нужна работящая хозяйка.
Дон-Кихоту, лирическому поэту, ангелу, говорящему жизни вечное нет, надо над мгновенною и случайною Альдонсою воздвигнуть иной, милый, вечный образ.
Данное в грубом опыте дивно преображается, и над грубою Альдонсою восстает прекрасная Дульцинея Тобозская...
Это отрицающей 99 [19, С.162-163].
Таким было раннее творчество самого Сологуба.
Но, говорит писатель, “в эту область лирического нет ныне я не пойду” [19, С.
163].
На вершинах лирики обнажается роковая противоречивость и двусмысленность мира “и приходит ирония” [19, С.165].
В романах Сологуб стремится сказать миру “ироническое Да”: “Подойти покорно к явлениям жизни, сказать всему да, принять и утвердить до конца все
являемое...” [19, С.164].
В программной статье “Искусство наших дней” (1915) Сологуб утверждает, что для “натурализма” существует

[стр.,179]

только Альдонса, для “лирики” только Дульцинея.
В отличие от реалистического и романтического искусства, символизм должен принять и Альдонсу, и Дульцинею: “В каждом земном, грубом упоении таинственно явлены красота и восторг” [19, С.198].
Такую эстетическую позицию Сологуб называет “мистической иронией”, суть которой заключается в принятии мира, но не в обыденном, а преображенном виде,
когда за иронически очерченной завесой случайностей сквозит “вечный мир свободы”.
Символизм, как искусство философическое, “прозревает мир сущностей за миром явлений” [19, С.189], соединяет “вечное, непреходящее с временным ” [19, С.186].
Достигается такой синтез благодаря волевому, творческому усилию художника.
Итак, по мнению Ф.Сологуба, для символиста нет недостойных, грязных или низких предметов все может стать материалом для творчества [19, С.202].
Символическое искусство не отвращается от жизни: в романах А.Белого точно изображен быт, в романах В.Брюсова история [19, С.174].
Однако исходный материал затем философски осмысляется образ жен обладать двойной точностью.
Он должен и сам быть точным изображением, чтобы не стать образом случайным...
Кроме того, образ должен быть взят в точном отношении его с другими предметами предметного мира, должен быть поставлен в чертеже мира на свое надлежащее место.
Только тогда он будет способствовать выражению наиболее общего миропонимания в данное время” [19, С.173] т.е.
образ должен быть типическим, и действительно, Сологуб заявляет, что “наиболее законной формой символического искусства является реализм” [19, С.173].
Но для Сологуба важнейшим этапом творческого процесса представляется не только типизация, но и мистической “озарение некрасивого и обычного, вознесение его к вершинам жизни и счастья” [19, С.199-200].
Если в романах-притчах Мережковского и в романах-стилизациях Брюсова существовала установка на “правдивость” истории, то романы Сологуба творимые легенды.
Концепированный автор в романах Сологуба не философпророк (как у Мережковского), не переводчик, издатель, стилизатор (как у Брюсова), это “поэт вдохновенный творец, чародей и мечтатель” [19, С.160].
Краткий обзор философских и эстетических взглядов Сологуба позволяет сделать вывод о том, что на уровне художественного сознания (т.е.
творческих установок) у этого писателя происходит дальнейшее развитие принциповЬ раннего символизма, представленного романами Мережковского и Брюсова.
Символистское миропонимание у Сологуба приобретает отчетливо экзистен

[Back]