Проверяемый текст
Барковская Нина Владимировна; Поэтика символистского романа (Диссертация 1996)
[стр. 165]

■V, действующих лиц замирает и угасает по мере наступления осени, отцветающей и отмирающей природы.
В соответствии с фактором сезона изменяется и характер персонажей этих романов: так в первом большинство составляют молодые люди обоих полов, любящих или влюбляющихся в эту пору, во втором же большинство это зрелые или перезревшие, профанирующие любовное чувство герои.
#2.3.
Сюжет романа разворачивается на фоне быта и нравов жизни провинциального городка, за мельчайшими бытовыми деталями описания которого присутствует тщательно завуалированный второй символический план.
Попробуем выявить те приемы, с помощью которых выстраивается иерархия смысловых уровней в романе и определить характер лиризма, присущий этому произведению.
Верхний, событийный
(“эпический”) уровень содержания рисует быт и нравы провинциальных обывателей.
“Больших расстояний” в городке не было; “улицы немощеные, пустые, заросшие лежачею мшанкою с белыми цветами да жухлою ^ ^444 с с *** травою, затоптанной в грязи ; много пустырей, огородов, кривящихся лачуг; на шестиугольной немощеной площади — единственный фонарь у громадных и тяжелых ворот Прокуророва дома”445.
“Это город, кишащий сплетнями, где все обо „446 всех знали .
Знаменитый зачин романа (“После праздничной обедни прихожане расходились по домам.
Иные останавливались в ограде, за белыми каменными .
стенами, под старыми липами и кленами, и разговаривали.
Все принарядились попраздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно.
И даже весело.
Но все это только казалось”447) сразу создает установку на социально-критическую направленность
интриги, разворачивающейся в романе, которая демонстрирует эгоизм, обывателей.
Не забывает Сологуб подчеркнуть типичность, обыкновенность своих героев.
Глуп не только Передонов, но и Володин, и Богданов, и Марта, удивляющаяся тому, как Вершина умеет многими словами высказать простую мысль.
Гадкие забавы
444Сологуб Федор.
Собрание сочинений: в 20-ти.
СПб., 1907-1913., 1912.Т.6.
С.22.
445Там же.
С 90.
44бТам же.
С.267.
447Там же.
С.5.
165
[стр. 188]

Истомила присядкою зыбкою, Помоги мне, таинственный друг.
Недотыкомку серую Отгони ты волшебными чарами Или наотмашь, что ли, ударами, Или словом заветным каким.
Недотыкомку серую Хоть со мной умертви ты ехидную, Чтоб она хоть в тоску панихидную Неругалась над прахом моим [40].
Попробуем выявить те приемы, с помощью которых выстраивается иерархия смысловых уровней в романе и определить характер лиризма, присущий этому произведению.
Верхний, событийный (
эпическии ) уровень содержания рисует быт ий нравы провинциальных чиновников.
“Больших расстояний” в городке не было; улицы немощеные, пустые, заросшие лежачею мшанкою с белыми цветами да жерухою травою, затоптанной в грязи [40, С.22]; много пустырей, огородов, кривящихся лачуг; на шестиугольной немощеной площади единственный фонарь у громадных и тяжелых ворот Прокуророва дома [40, С.90].
Это город, кишащий сплетнями, где все обо всех знали [40, С.267].
Знаменитый зачин романа (“После праздничной обедни прихожане расходились по домам.
Иные останавливались в ограде, за белыми каменными стенами, под старыми липами и кленами, и разговаривали.
Все принарядились по-праздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно.
И даже весело.
Но все это только казалось”) сразу создает установку на социально-критическую направленность.

Действительно, интрига, разворачивающаяся в романе, демонстрирует эгоизм, злобу и тупость обывателей.
Варвара Дмитриевна Малошина, сожительница учителя словесности Передонова, подделывает с помощью Грушиной письма княгини Волчанской, в которых Передонову обещано место смотрителя училищ, если он женится на Варваре.
Передонова как возможного жениха завлекают Вершина (для родственницы Марты), Софья Преполовенская (для младшей сестры), Рутилов (для своих сестер).
Однако Передонов все-таки женится на Варваре в надежде на место инспектора и просто потому, что привык к ней, ведь она безропотно сносила его издевательства.
Но тоска и подавленность Передонова усилива

[стр.,189]

ются, перерастая в манию преследования.
Окончательно сходя с ума, он убивает своего приятеля Володина.
Вполне объективированно, с соблюдением эпической дистанции между автором и его героями, изображены обитатели города.
Гимназический учитель Передонов румяный век, у него равнодушное лицо, каштановые волосы, тяжелая походка, маленькие заплывшие глазки, очки в золотой оправе.
Варвара всегда неряшливо одета, но тщательно набеленная и нарумяненная; на ее морщинистом лице, хранившем следы былой красивости, неизменно лежало брезгливо-жадное выражение.
Колоритна фигура Ершихи пьяной, растрепанной бабы, квартирной хозяйки Передонова, с ее лихими жестами и грубо выразительной речью, пересыпанной ругательствами.
Иногда характерность героев подчеркивается значащей фамилией (Ершова, Хрипач; С.П.Ильев обратил внимание на то, что фамилия Вершиной, заманивающей Передонова в свой сад, происходит от слова “верша” рыболовная снасть, предназначенная тащить, волочить; можно соотнести со светловолосым, модным и веселым, но чахлым Рутиловым минерал рутил бесцветно-прозрачный, напоминающий алмаз, но менее драгоценный).
Не забывает Сологуб подчеркнуть типичность, обыкновенность своих героев.
Глуп не только Передонов, но и Володин, и Богданов, и Марта, удивляющаяся тому, как Вершина умеет многими словами высказать простую мысль.
Гадкие забавы
Передонова мучить кота, пачкать стены с радостью подхватывают остальные.
Передонов действительно считается завидным женихом в городе.
Грубость Передонова характерна и для всех других.
Так, пьяная Ершиха, ворвавшись в квартиру, сыплет ругательные слова в виде общего приветствия [40, С.37]; вечером в бильярдной “игроки, много за игрою выпившие, раскраснелись и пьяно галдели...
Грубые слова носились в воздухе.
Никто на это не обижался: по дружбе” [40, С.47].
стает городских обывателей, говоря о событиях в “нашем городе” [40, С.44].
Широко используются просторечия (“омегу набуровила”, “касть поганая”, “сварганю”, “окрутиться” и др.).
Типичность персонажей подчеркивается и тем, что они заставляют вспомнить аналогичные образы, хорошо знакомые по произведениям русской литературы XIX века: это все те же “ветошки с амбицией”, ( С униженные и оскорбленные”, “человеки в футляре”.
Привычность этих типов как бы подтверждает их жизненную реальность, это “знакомые незнакомцы”.
Однако если мы поверим в реальность этих людей и в жизнеспособность бытового уровня, мы совершим ошибку, подобную той, которую допустил

[Back]